HЕКОТОРЫЕ ЗАПРЕТНЫЕ ДЕЯНИЯ В ИСЛАМЕ И ИХ ВРЕД | ЦРО ДУМК

Суббота

20

апреля

11
Шевваль
1445 | 2024
Утр.4:12
Вос.5:39
Обед.12:47
Пол.16:32
Веч.19:45
Ноч.21:11
Времена намазов
Календарь 2024

Намаз

HЕКОТОРЫЕ ЗАПРЕТНЫЕ ДЕЯНИЯ В ИСЛАМЕ И ИХ ВРЕД

Опубликовано:

Всемогущий Господь в Коране разрешил Своим рабам пользоваться хорошими и чистыми вещами, и осуждает тех, кто запрещает это делать. Затем, указывая на то, что Он не запрещает полезное для людей, а ввел запреты на вредные вещи, повелел: «Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права…» Аль-Араф, 7/33.

Грехи и запретные деяния подобны ядовитым веществам, которые как физически, так и духовно влекут человека к гибели. Однако, шайтан и нефс приукрасив их, показывают запретные вещи прекрасными и желанными. И люди, обманутые этим, в конце концов убивают свою духовную жизнь. А ведь дозволенных вещей гораздо больше, и они более полезны, ибо «за основу берется дозволенность». То есть, если нет сильного доказательства касательно запретности той или иной вещи, она считается халяль (дозволенной).

Поэтому харамов (запретного) и запретных вещей не так много как кажется. Наряду с этим, Ислам дозволенную с точки зрения шариата альтернативу запретного показывает лучшей и чистой. В случае острой необходимости, стечения обстоятельств, принуждения и возникновения опасности для жизни некоторые запреты можно нарушить, но это разрешение носит временный характер и только в той мере, сколько требует та или иная ситуация Аль-Бакара, 2/173; аль-Маида, 5/3.. Нет никаких сомнений в том, что при определении необходимости и нужды во внимание больше принимаются религиозные и объективные критерии, чем личное мнение.

Целью запретов, поставленных Исламом, является ограждение человека от любого вида ошибок и заблуждений как индивидуального, так и социального характера, чтобы люди жили в обстановке покоя и мира и предстали перед Аллахом с чистой совестью. Следовательно, запреты являются естественным следствием и необходимостью того, что Ислам есть религия милосердия. С другой стороны, связав между собой итикад (вероубеждение), нравственные и правовые нормы, Ислам представил их в виде некого единства, гармоничной целостности.

Религиозные и нравственные принципы, представленные Исламом, время от времени подкрепляются юридическими санкциями. В запретах, установленных Исламом, содержится много мудрости, часть мы можем познать, а часть нет. Соблюдение запретов, прежде всего, это прохождение человеком очень серьезного экзамена перед Всевышним. Наряду с этим, соблюдение религиозных запретов приносит человеку много пользы как в этом, так и в том, вечном, мире. Мы считаем, что будет вполне уместным привести несколько примеров запретных деяний и их вреда, чтобы показать милосердие и доброту Аллаха к людям в этом отношении.

1. Грех ростовщичества

На первый взгляд, ростовщичество – предоставление денег в долг под проценты – кажется помощью людям и облегчением их состояния. На самом деле же это не что иное, как использование безвыходного положения людей. Поэтому здесь речь идет о попирании прав человека. Это ужасный нарыв, который изнутри разлагает экономику и уничтожает религиозные чувства и нравственность. Ростовщичество является причиной того, что богатые становятся еще богаче, а бедные еще более угнетаются. В результате этого углубляется пропасть между социальными слоями общества. Между тем, согласно определению известных экономистов, общество с высоким уровнем экономики – это общество, которое свело к нулю инфляцию и процентные ставки.

Распространение ростовщичества имеет ряд негативных сторон. Оно приводит к искусственному увеличению цен, ослабеванию таких нравственных ценностей, как солидарность, любовь, милосердие и доброта. Ростовщичество становится причиной эгоизма и алчности, подогревает меркантильные чувства и страсть к наживе. Ростовщичество мешает людям честно зарабатывать и заниматься производством. Привыкшие жить за счет процентов, человек перестает заниматься сельским хозяйством, искусством и торговлей. Теперь остается только одно: зарабатывать деньги за счет денег. А это один из факторов, способствующих уменьшению производства. Ростовщичество является причиной ссор и непрекращающейся вражды. Среди всех видов договорных отношений нет других, которые бы аналогично ростовщичеству способствовало неприязни и ненависти.

Еще одной отрицательной стороной ростовщичества является то, что люди привыкают к нему и, подобно наркоманам, не могут от него избавиться. Даже если некоторым нравится без всяких усилий зарабатывать деньги за счет денег, это положение негативно сказывается как на личностях, так и на обществе в целом. И так как ростовщичество переворачивает верх дном все трудовые и финансовые связи, в конце все это оборачивается против тех, кто зарабатывал за счет процентов. В священном Коране сообщается, что Аллах и Его Посланник объявили войну тем, кто занимается ростовщичеством.

В аяте говорится: «Те, которые пожирают лихву (рост), восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением». Мухаммед (салляллаху алейхи ва саллем) сообщал, что наиболее грязным заработком считаются средства, полученные путем ростовщичества. Чтобы удержать свою общину от этого страшного греха, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллем) проклял тех, кто пожирал проценты и брал деньги под проценты, проклял служащих, которые совершали сделки с процентами, и тех, кто был свидетелем при совершении подобных сделок. Он сказал, что с точки зрения греховности все эти деяния равны между собой.

Причина, по которой Мухаммед (салляллаху алейхи ва селлем) проклял каждого, кто участвовал в процентных операциях, заключается в том, что он хотел ясно и четко показать: в исламском обществе нет места ростовщичеству, и никто не должен быть замешан в таких делах. Он также желал перекрыть все пути для низости и смуты. Ростовщичество является грехом, запрещенным всеми религиями, так как вред от него очевиден. В аятах Корана сообщается, что ростовщичество было запрещено и иудеям. Крайне ошибочно считать, что в наши дни невозможна беспроцентная экономика.

Такая экономика вполне возможна, так как существуют общества, добившиеся успеха в этом. Ислам категорически запрещает получение процентов и в качестве альтернативы советует увеличивать своей капитал путем совместной работы, так как при этом пользу получают все. Наряду с этим, поощряется в меру возможности ради Аллаха давать деньги в долг (кард хасан). Дать в долг человеку, оказавшемуся в тяжелом положении, считается лучше пожертвования. С другой стороны, повелевая выплачивать зекят и давать милостыню, Ислам способствует установлению экономической стабильности и порядка.

«Источник Мудрости» №16