Истинные знания | ЦРО ДУМК

Четверг

18

апреля

9
Шевваль
1445 | 2024
Утр.4:17
Вос.5:42
Обед.12:47
Пол.16:31
Веч.19:42
Ноч.21:07
Времена намазов
Календарь 2024

Намаз

Истинные знания

Опубликовано:

Стремление к знаниям, открытиям, пониманию заложено в естестве человека. Наблюдая за миром, обретая опыт, человек обнаруживает и осознает законы мироздания, правила, установленные и созданные Всевышним. И чем глубже может проникнуть человек в тайны этих законов, расшифровать, «увидеть» их, тем дальше будет двигаться наука.
Если проследить за развитием научных открытий, то напрашивается вывод: открытия — это все новые и новые доказательства величия и могущества Всевышнего, лишний раз открыто и ясно представляющие свидетельства неисчерпаемости Его знания. Однако постижение законов мироздания еще не означает, что человек обрел самое необходимое для своей жизни земной и будущей знание, истинное знание, знание своего предназначения. Постигая божественные тайны, скрытые в мире материальном, используя их на благо себе и обществу, человек должен получать пользу для своего сердца. Знание должно воспитывать человека, выявлять в нем все лучшие и лучшие качества. В Книге Истины Священном Коране определение знания дается как свойство, которое приводит человека к вере, богобоязненности. В аяте говорится: «Неужели тот кто на протяжении всей ночи поклоняется [Аллаху], падая ниц и стоя, страшится будущей жизни и возлагает надежды на милость своего Господа [, равен ослушнику в его неверии]? Спроси [, Мухаммад]: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают [пути истины]?» Воистину, внемлют наставлениям только те, у кого есть разум» (Сура «эз -«Зумар», 39/9).

В аяте ясно указано что является перед Всевышним знанием, а что — истинным невежеством. Из этого аята следует, чтобы стать в ряды «знающих» нужно находиться в состоянии совершения таких деяний: с искренней верой в искренней молитве в состоянии земного поклона, достигать единения сердцем со Всевышним, — в каждое мгновение, в любом состоянии, совершая любое дело, любой поступок, помнить о том, что за все придется отвечать, давать отчет Всевышнему; надеясь на Милость Всевышнего делать тевбе и благодарить Всевышнего, — жить нравственно чистой жизнью, защищать свой внутренний мир от всего наносного, что отдалит от Всевышнего, и стараться отражать в себе Его Прекрасные Имена. Быть добрым и щедрым, не забывать о том, что человек находится всегда под надзором Всевышнего, словно наблюдается в некую камеру.

Человеку следует жить, осознавая, что Всевышнему известно все, что делает человек. Прилагать все возможные старания, чтобы защитить сердце от страстей. Иметь терпение в преодолении трудностей и препятствий, которые встают на пути верующего человека. Аллах поместил в человеке стремление к хорошему, и тягу к низкому. Невоспитанный нефс всегда направляет человека на плохое. И задача человека преодолеть тягу к греху и плохому. Это преодоление и есть воспитание. Воспитание человека, плененного своими низкими желаниями, нелегкий труд. К сожалению, современное общество больше внимание уделяет образованию, а не воспитанию. Готовность к духовному развитию заложена в каждом человеке, но для того, чтобы она наполнила его жизнь и душу, необходимо влияние окружающей среды и то воспитание чувств, которое нельзя заменить образованием. Например, в передаче того или иного знания, при передаче профессиональных навыков необходимо: обращать внимание на то имеет ли человек достоинства, которые позволят ему быть обладателем того или иного знания.

Для достижения вечного счастья и мира, здравия самого человека и окружающих обладать сухими знания недостаточно, главное, чтобы эти знания были замешаны на чистоте и ясности сердца. Так, если знание дало человеку право возгордиться или же не принимать нравственные законы, установленные Всевышним, например, получивший юридическое образование, вместо того чтобы быть в обществе представителем истины и справедливости, может сам творить беззаконие и насилие. Или получивший медицинское образование, знающий искусство врачевания, вместо того, чтобы способствовать исцелению людей, может дойти до того, что станет убийцей людей. Лишенный милосердия и понимания выдающийся ученый в отношении к домашним и подчиненным может стать угнетателем. Такие люди в тысячу раз больше наносят вреда, используя свои знания, нежели самый злой необразованный человек. И за то, что использовали свое знание не на созидание, а на разрушение их ожидает тяжелый отчет в будущем.

Те, кто применил свои знания, чтобы нанести обществу вред и учинить над людьми насилие, на самом деле являются предателями знания, и поэтому они являются самыми беспечными злостными расточителями даров, богатств ума и сердца. Например, современная наука на протяжении последнего полувека была вовлечена в гонку вооружений, что привело к многочисленным трагедиям… Поэт — суфий Джалялетдин Руми (Мевляна)в своем произведении «Меснави» обращается к людям: «Хорошо, что владеешь ты профессией и замечательно, что знаешь много, но все же возьми в предостережение себе состояние Иблиса: если знание и сердце в тебе не составляют гармонии, то не цени себя высоко. Не забывай, изгнанный камнями Иблис, лишенный Милости Всевышнего, тысячи лет был близок к Нему, был повелителем ангелов. И возгордился знанием своим и поклонением Всевышнему, стал бунтовать и противоречить, проявил непокорность и непослушание. Он, озлобленный, нашел повод сбить с пути Адама (а.с.), стал унижать его и после этого сам впал в состояние самого последнего ничтожества».

Имам Газали, предостерегающий людей от того, чтобы не были израсходованы их время и старания во время получения знания, делал такие наставления: «Знания, которым ты обучаешься, должны иметь такую сущность, чтобы наполнили твое сердце чистой духовной энергией любви и украшали твою нравственность. Например, если ты узнаешь, что до конца твоей жизни осталась неделя, ты будешь в это короткое время занят получением именно полезного знания. Сразу призовешь к отчету сердце, прервешь связь с земными страстями и желанием получить как можно больше благ, со своими земными интересами, будешь стремиться делать хорошие дела. А ведь смерть может наступить в любой день и час для каждого из нас. Поэтому те знания, получение которых ты выбрал, должны быть из тех знаний, которые исправят тебя и увеличат в тебе духовность, так, что ты в благоговении размышлял о величии Всевышнего».

Всевышний Аллах в аяте обратился к Своему Пророку: «… и говори: «Господи! Умножь мне знание»» (Сура «Та ха», 20 /114). «Ильм» — знание — это Божественное зеркало, способствующее человеку узнать себя, свое окружение, своего Создателя. Пророк (с. а. в.), когда просил у Всевышнего знания, постоянно повторял: «О, мой Господь! Я прошу у Тебя «ильм-и нафи» (полезное знание). Я прибегаю к Твоей защите от бесполезного знания» (муслим,зикр, 73). Для мусульман обязанностью (фарз айн) является иметь знания на каждый день по исламскому праву (фикх). А также жить в уповании, искренности, избегая лицемерия и показухи, тоже является обязательным (фарз айн). Не соблюдать этого, не применять в жизни, означает ожидать погибели в Ахирете. Те, кто не смогли обрести полезное знание, сколь высоким не было их образование и просвещение, будут далеки от великой истины, от единения со Всевышним.

Знания даются через страдания, усилия. Истина знания откроется только в случае претворения в жизнь положений этого знания. Люди, которые не применяются в жизни знаний, как сказано в аяте: «подобны ослу навьюченному книгами». (Сура «альДжума», 62/5). Знания только в том случае знания, если подвигают человека к Истине, к богобоязненности добрым делам. И у Шайтана были знания, и Карун тоже обладал знанием. Однако, они использовали знание для своего «эго», что и направило их на пагубный путь… Самое достойное знание из всех знаний — это «марифатуллах», то есть знание, постижение Всевышнего сердцем. И в этой земной школе испытаний, в этом бренном мире, знания, научная деятельность любого направления, которая не приводит человека ко Всевышнему, не приводит к пониманию Истины, не приводит к единению сердцем со Всевышним являются растратой, заложенной в человеке способности к обретению знания. Всевышний Аллах все истины и все тайны раскрыл человеку в Коране и подарил ему их.

В Коране собраны основа всех знаний. Всевышний Аллах сказал: «Милостивый научил Корану, создал человека, научил его ясной речи» (Сура «Эр-Рахман», 55/1-4). Коран – это последнее наставление человечеству. Знание, в котором нуждается современное общество — это знание Корана. Поэтому нужно придавать огромное значение обучение Корану. Однако для того, чтобы по достоинству чтобы понять Коран нужно жить в такве, (богобоязненности), которая является сокровищницей сердца, необходимо войти в духовную атмосферу. В Коране говорится: « [избранные рабы Милостивого] — это те, которые не лжесвидетельствуют и которые, когда проходят мимо суетного, минуют его с достоинством; те, которые, когда их наставляют аятами Господа, не становятся к ним слепыми и глухими» (Сура «Эль- Фуркан», 25/72-73); «Мы приводим для людей в самом Коране всевозможные притчи, чтобы они образумились» (Сура «Эз — Зумар» 39/ 27).

Коран постоянно говорит нам о том, что у нас должна быть с ним связь духовная. В Коране говорится: «Неужели они не размышляют о Коране? Или сердца их на запоре?» (Сура «Мухаммад»,47/24); «Преуспел тот, кто очистился душой» (Сура «ЭшШемс», 91/9). Коран — руководство к истинному пути, он приглашает нас к размышлению. Те, кто исполняют повеление Аллаха, еще лучше понимают Коран. В Коране сказано: «Будьте в состоянии таква, Аллах вас учит [добру], Аллах знает обо всем сущем» (Сура «аль- Бакара, 2/ 282). То есть Коран открывается для нас с учетом того, насколько высок уровень духовности нашего сердца. В Коране, через обращение к Пророку (с.а.в.), было передано предостережение для всех верующих: «…Мы ниспослали Коран книгой заветов на арабском языке. Если же ты последуешь за низменными желаниями тех (кто отрицает заветы Корана), после того как тебе было даровано знание (т. е. Коран), то Аллах не придет тебе на помощь и не будет заступником» (Сура «ар- Рад», 13/37).

Всевышний Аллах в этом аяте подчеркивает, что для мусульман прежде всего нужно освоить и получить знание Корана, культуру Корана, и что нельзя и думать о жизни, в которой нет Корана. Однако, суета дуньи (мирской жизни) заставляет людей откладывать получение этого знания или же придавать ему второстепенное значение. Изучение Корана не должно ограничиваться только умением правильно читать Коран, необходимо стремится к постижению смысла заложенных в аятах истин. Человек нуждается в правильном знании и духовной пище не меньше чем в утолении голода. Поэт Д. Руми писал: «Не старайся сделать упитанным свое тело! В конце концов оно всего лишь жертва, которая будет предана земле. Ты старайся питать свою душу! Именно это даст величие тебе и славу, благородство и честь. Мало угощай свое тело медом и маслом. Тот, кто питает излишне свое тело — предается желаниям его, и тогда конец его печален. Питай свою душу пищей духовной. Укрепи свою душу… и пусть она дойдет до предназначенного ей места сильной и уверенной… ».

Если мусульманин не будет занят истиной, то его захватит в свой круг заблуждение, затянет как в воронку. Если что и даст человеку счастье так это не диплом, который вручат бренные люди. Великое предупреждение содержится в аяте: «… Аллаху принадлежат сокровищницы небес и земли, но мунафики не ведают [об этом]» (Сура «Эль — Мунафикун», 63/ 7). Иншаллах, будем помнить, что душа, которая поможет обществу понять истинное знание и направит на истинный путь, не та которая взросла в тесной комнате за изучением философских трактатов и от этого стала высокомерной, а та душа, которая размягчилась на истинах Корана, душа мумина, который несет людям свет добра и милосердия, служит на благо людей. О, Всевышний! Защити нас от жизни без Корана! Защити нас от бесполезного знания. Сделай для нас возможным привлечь к отчету наши сердца прежде, чем Ты призовешь нас для отчета. Награди нас, детей наших и близких истинным знанием. Не дай нам преступить границы, установленные Тобой. Прости грехи наши и прими молитвы. Аминь!

Источник Мудрости №14