Крымскотатарская свадьба глазами психолога | ЦРО ДУМК

Четверг

25

апреля

16
Шевваль
1445 | 2024
Утр.4:02
Вос.5:30
Обед.12:46
Пол.16:34
Веч.19:51
Ноч.21:20
Времена намазов
Календарь 2024

Намаз

Крымскотатарская свадьба глазами психолога

Опубликовано:

Всё начинается с культуры, и на культуре строится жизнь любого народа. Фактически любое действие человека показывает, насколько высок его уровень культуры.
Что уж говорить о культуре нашего народа! О том, насколько изящно и тонко наши традиции, вековые обряды сказываются на психике каждого отдельно взятого крымского татарина, мы и рассмотрим в нашей статье.
Первое, что бросается в глаза, когда речь идёт о свадебных церемониях крымских татар, – это предсвадебная подготовка. И ярче всего из подготовки к свадьбе можно было бы выделить тот самый платочек, который девушка получала от жениха, как предложение выйти за него замуж, и при согласии вышивала и возвращала ему обратно. Девушки вышивали не просто красивый орнамент. Используя «символический язык» орнамента, они отображали практические все свои ожидания в браке. Орнамент вышитого платка мог отображать её отношение к семейной иерархии, желаемое количество детей и общий эмоциональный фон девушки, который можно было рассмотреть в красках, выбранных ею. Несмотря на всю творческую составляющую, эта традиция ничто иное, как психологическая диагностика и арт-терапия брачных установок.Часто именно такую диагностику предлагают психологи будущим молодожёнам. В своей практике я использую метод исследования ролевых установок и ожиданий супругов в браке, и это почти как про тот платочек. Но современная молодёжь сегодня практически не придаёт значения исследованию своих установок, где можно ещё «на берегу» обозначить своё отношение к детям, обязанностям, деньгам, и даже приоритетам.
Къына геджеси ве сакъал тырашы – ночь хны и бритьё бороды – как инициация родительской сепарации. Я думаю, что нет крымской татарки, которая бы не слышала про обряд нанесения хны. Согласно традиции, в самую последнюю ночь перед свадьбой в доме невесты собирались её близкие, наносили ей хну на руки, пели песни и провожали девушку в будущую жизнь. В эту ночь девушка ложилась спать вместе с матерью, прощаясь с детством. Психологическую начинку этого обряда нельзя недооценить. Я бы даже сказала что это базовая тема психологии взрослых – «родительская сепарация». А другими словами, «отрезание пуповины» между мамой и дочкой, где во взрослой жизни важно быть отдельной личностью, не той, которая позабыла о родителях вовсе, а психологически разделилась и стала отдельной. Поверьте, в проблемах семейных отношений «неотсепарированость» всплывает очень часто. Эта сепарация символично присутствует как в обряде нанесения хны, так и в обряде бритья бороды.
Коран – как основной символ принципов и ценностей будущей семьи. Къуран – это самая главная часть приданного невесты. Каждой девочке, с момента её рождения, присваивалось право на обладание личным Кораном, и специальным для него футляром – «Къуран къапы». Если даже не обратить внимание на столь трепетное отношение к Къуран къапы (а это та самая работа над внутренним воспитанием уважения к Священной книге, за всё время вышивки футляра), то достаточно символично то, что во время выхода невесты из родительского дома она забирает его с собой, как кодекс жизни! Несёт этот свящённый кодекс ребёнок (мальчик), что ещё раз метафорически подчёркивает преемственность духовных ценностей. Принимает Коран с рук ребёнка свекровь, перед входом невесты в новый дом. И здесь тонкая нить опоры будущих отношений этих двух женщин: невесты и свекрови. «Коран, вот что нас объединяет прежде всего! И я поддерживаю эту опору! Я принимаю тебя в свой дом! И мы будем опираться на эту книгу!» – тайно сообщает обряд. Невеста целует руку матери мужа, и входит в дом. Хочу отметить, что когда ребёнку, принесшему Коран, дают деньги, – это вовсе не означает, что Священную книгу выкупают. Здесь вознаграждают ребёнка за выполнение наиважнейшей миссии – охранять Къуран!
Далее молодых осыпают сладостями, угощают вареньем и мёдом – тут формируется новая установка, хитрым, давно известным методом в психологии, – как «закладывать положительную ассоциацию в бессознательное». Первые впечатления (а на минуточку, согласна правилам, до свадьбы невестка ни разу не попадает в дом жениха) про сладкое, детское, радостное! Мозг просто усваивает это, и запоминает на всякий случай. А вообще, нашему мозгу всё равно, это происходит на самом деле, или в игре! Он, когда мы, играя, осуществляем эти развлекательные обряды, просто формирует себе там новые нейронные связи, и запускает программу! Но знаете, что здесь архиважно? – ОСОЗНАННОСТЬ! Как говорил один умный человек: «Если вы ПОНИМАЕТЕ, что вы делаете, можете делать что хотите!».

Зейнеб Баирова