Курбан и покорность | ЦРО ДУМК

Пятница

19

апреля

10
Шевваль
1445 | 2024
Утр.4:15
Вос.5:40
Обед.12:47
Пол.16:32
Веч.19:43
Ноч.21:09
Времена намазов
Календарь 2024

Намаз

Курбан и покорность

Опубликовано:

Словарное значение слова «курбан» – «приближаться, близость», – и обозначает то, что способствует духовному приближению к Всевышнему Аллаху. Как исламский термин, «курбан» означает животное (соответствующее каноническим требованиям Ислама), которое в дни праздника Курбан-Байрам приносится в жертву ради Аллаха с целью приблизиться к Нему и удостоиться Его милости. В более широком значении «курбан» близок к понятию «садака» (милостыня) и подобным ему. В тюркских языках слово «курбан» означает «животное, принесённое в жертву для выполнения заповеди религии или обета» и используется в ряде устойчивых выражений с общим смыслом «жертвовать что-либо».
Как следует из сказанного выше, курбан – это действие, совершаемое с целью приближения к Создателю. Так устроена психология человека, что он ближе всего воспринимает самого себя, затем – членов своей семьи, родственников, соседей, друзей и знакомых. Фактически, все действия, совершаемые людьми ради того, чтобы стать ближе, не ожидая никакой выгоды для себя, есть не что иное, как ступень на пути приближения к Всевышнему. Однако в этом отношении не стоит забывать, что самая большая и высшая близость – это близость со своим Создателем, преданность Ему. Принимая во внимание сказанное, коснёмся подробнее некоторых моментов, которые объясняют место курбана в нашей религиозной жизни.
КУРБАН И ВЕРУЮЩИЙ
В Священном Коране так говорится о жертвоприношении, совершенном ради Аллаха двумя сыновьями пророка Адама (мир ему):
«И прочитай (о, Пророк) им (иудеям и другим вопрошающим) истинный рассказ о двух сыновьях Адама. Вот они оба совершили жертвоприношение (чтобы приблизиться к Аллаху); и было принято оно от одного из них (а именно от того, который остерегался гнева и наказания Аллаха) и не было принято от другого. (И тот, чьё жертвоприношение не было принято, стал завидовать своему брату и) сказал: «Непременно я убью тебя!» (Его брат) сказал: «Ведь Аллах принимает только от остерегающихся (наказания Аллаха)» (Сура «Маиде», 5/27 аят).
В этом аяте ясно говорится, что Всевышний Аллах принимает жертвоприношения от богобоязненных, то есть почитающих своего Создателя, выполняющих Его заповеди и избегающих того, что запрещено. Аллах принимает то жертвоприношение, которое совершено только ради достижения Его довольства и приближения к Нему. Основное правило принятия курбана или других деяний, совершенных ради Аллаха, – быть богобоязненным.
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ И ЕГО СВЯЗЬ С БОГОБОЯЗНЕННОСТЬЮ
Курбан оценивается не только с видимой стороны. Ведь Всевышний Господь не нуждается ни в мясе, ни в крови жертвенного животного, также как Он не нуждается ни в каких поклонениях, мольбах, поминаниях (зикре) и созерцании проявлений Его Могущества Его рабами. Ибо тот, кто нуждается в этом, – сам раб Всевышнего. Поэтому, совершая жертвоприношение, верующий выражает свою преданность и почтение Аллаху. В Коране говорится:
«Ни мясо, ни кровь их (жертвенных животных) не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро» (Сура «Хадж», 22/37 аят).
ПРАВО НА ЗАКЛАНИЕ ЖИВОТНОГО ДАНО КАЖДОЙ ОБЩИНЕ
Традиция жертвоприношения существовала на протяжении всей истории человечества, во всех божественных религиях, о чем сказано в аяте:
«Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений (или религиозные обряды), чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их» (Сура «Хадж», 22/34 аят).
Повелением Аллаха этот ритуал был предписан и умме Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха). В Священном Коране говорится:
«Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (Сура «Маиде», 5/27 аят).
О том, что курбан был обычаем пророков, говорится во многих хадисах. Когда благородные сподвижники спросили у пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха), в чём заключается мудрость заклания, он ответил: «Воистину, это сунна вашего предка Ибрахима (мир ему)» (Ибн Мадже, «Эдахи», 3).
Всё это является доказательством, что курбан – это вид поклонения, который выполняли сами пророки.
КУРБАН – ВЫРАЖЕНИЕ ПОКОРНОСТИ
Поскольку жертвоприношение, как поклонение, разрешено всем общинам и является сунной пророков, то выполнение этого ритуала является показателем веры и проявлением преданности и покорности Аллаху. Любое повеление Всевышнего мусульманин должен принимать без малейших колебаний, со словами: «Слушаюсь и повинуюсь», выражая свою преданность и покорность Господу. Это же относится и к повелению совершать курбан. Не подобает мусульманину, поддаваясь всяким пропагандистским заявлениям, проявлять слабость и малодушие в исполнении этого вида поклонения. Верующий должен прежде всего поставить себе примером покорность приказу Всевышнего пророков Ибрахима и Исмаила (мир им).
В суре «Саффат» говорится:
«(Затем он обратился к Аллаху с мольбой): «Господи, одари меня потомством из числа праведников!» И обрадовали Мы его (вестью, что у него родится) сдержанный мальчик. Когда он достиг того возраста, чтобы усердствовать вместе с ним, он (Ибрахим) сказал: «Сын мой! Я вижу во сне (откровение), что приношу тебя в жертву. Посмотри, что ты думаешь?» Он (сын его Исмаил) сказал: «Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня из терпеливых». Когда они оба покорились, и он уложил его на бок, Мы воззвали к нему: «О, Ибрахим! Ты оправдал сновидение». Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Это и есть явное испытание. Мы выкупили его (Исмаила) великой жертвой» (Сура «Саффат», 37/100-107 аяты).
Курбан – это выражение смирения и непреклонного подчинения повелению Аллаха. Это показатель привязанности и верности. Это ясное испытание, после прохождения которого верующий станет ближе к великому обещанию Всевышнего Аллаха о Рае и найдёт в этом утешение. Если жертвоприношение совершается с осознанием этого, то оно достигает своей цели. И в конечном итоге верующий постигает наивысший уровень подчинения Аллаху, с которым пророк Ибрахим (мир ему) совершил свое посвящение.
СОВЕРШАТЬ КУРБАН – ПРИЗНАК ЖЕРТВЕННОСТИ
Обряд курбана – это расходование средств на пути Аллаха и переживание счастья от проявления душевной щедрости. Это поклонение, которое радует обездоленных, терпящих нужду и одиноких. Это то, что укрепляет родственные узы и способствует добрососедству. По этой причине пророк Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха) советовал:
«Выбирая животных для заклания – выбирайте самых крупных и откормленных, потому что в Судный День они будут вашим надёжным средством передвижения по мосту Сырат». (Нисабури, Мухаммед бин Хусейн, Кумми, Нисабури, «Тефсиру гъараиби’ль-Къуран ве рагъаибу’ль- фуркъан», Каир, 1987).
Пророк Аллаха (мир ему и благословение) всячески побуждал состоятельных мусульман совершать курбан и предупреждал тех, кто имел достаточные средства, но не делал этого:
«Тот, кто обладал достатком и не совершил жертвоприношение, пусть не приближается к нашим мечетям» (Ибн Мадже, Ахмед).
А следующие хадисы указывают на важность этого поклонения:
«О, люди! Для одной семьи раз в году необходимо (ваджиб) совершать жертвоприношение» (Тирмизи);
«Сыны Адама ничем так не могут достичь приближения к Аллаху, кроме как пролитием крови (жертвенных животных) в праздничные дни» (Тирмизи).
Пророк Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха) начал совершать курбан со второго года хиджры (переселения мусульман из Мекки в Медину) и на протяжении всей своей жизни не прекращал выполнение этого поклонения (DİA, Kurban maddesi).
Мусульмане, совершающие заклание жертвенного животного, чтят ту беззаветную покорность повелениям Аллаха, которую проявляли пророк Ибрахим и его сын Исмаил (мир им), и показывают свою верность этим принципам и готовность повиноваться истине на пути Всевышнего, если это необходимо. Они ощущают душевную радость в сплочённости с братьями по вере и возможности делиться с ними. Курбан, принесенный в дар Аллаху, укрепляет братские узы и поддерживает дух единения в обществе, способствует реализации социальной справедливости.
Курбан-Байрам – это тот момент, когда близость к Всевышнему Господу достигает наивысшей точки. Благодаря этому верующие достигают материального и духовного сближения со своими братьями-мусульманами в независимости от того, находятся они близко или далеко от них.
ПРОЯВЛЯТЬ ДОБРОЕ ОТНОШЕНИЕ И НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕД ЖЕРТВЕННОМУ ЖИВОТНОМУ
Поскольку жертвоприношение – это поклонение (ибадет) и средство приближения к Всевышнему Аллаху, то и доброе отношение к жертвенному животному и не причинение ему вреда и мучений также является частью поклонения. Помимо этого, мясо жертвенных животных, их шкура и потроха не должны пропасть. Несъедобные и неиспользуемые части туши не следует оставлять открыто на улице. Их необходимо закопать в землю. Важно помнить, что подобные действия также являются частью поклонения. Ведь аяты Корана и хадисы Посланника Аллаха указывают на необходимость деликатного и благодарного отношения к жертвенному животному.
«Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком и на всех поджарых верблюдах с самых отдалённых дорог. Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их. Ешьте от них и кормите неимущего страдальца! Затем пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего Дома (Каабы). Вот так! Кто почитает святыни Аллаха, тот поступает во благо себе перед своим Господом. Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам читается. Избегайте же скверны идолов и избегайте лживых речей» (Сура «Хадж», 22/27-30 аяты);
«Вот так! И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах» (Сура «Хадж», 22/32 аят).

Садык Абдуллаев