Мечеть Кебир-Джами в Симферополе | ЦРО ДУМК

Четверг

25

апреля

16
Шевваль
1445 | 2024
Утр.4:02
Вос.5:30
Обед.12:46
Пол.16:34
Веч.19:51
Ноч.21:20
Времена намазов
Календарь 2024

Намаз

Мечеть Кебир-Джами в Симферополе

Опубликовано:

Мечеть Кебир-Джами примечательна во многих отношениях. Она является в наши дни главным мусульманским культовым сооружением на полуострове, она представляет собой ценный памятник архитектуры, а кроме того, главная симферопольская мечеть относится к числу очень немногих построек, которые олицетворяют собой в истории города эпоху ханского Акмесджида.
Акмесджид, по меркам Крымского ханства, был городом среднего размера: в нём насчитывали около 2000 домов (в Бахчисарае, для сравнения, свыше 3000). На рубеже 17 и 18 столетий город делился на пять маале: Мехмед-Деде, Чингене, Кая-Асты, Бакы-Болюкбаши и Буюк-Джами. В каждом из этих кварталов имелась своя мечеть (позже, накануне падения ханства, мечетей в городе было больше: уже не пять, а семь), и в названии последнего из перечисленных маале легко узнать главную мечеть города: ту самую, что сохранилась доныне.
«Буюк Джами» (а ещё чаще арабизированные формы этого названия: «Джами-и Кебир», «Джами-и Шериф») было стандартным официальным наименованием главных городских мечетей во всех крымских городах. Поэтому, в документах ханского времени нечасто встречаются обиходные названия больших мечетей Крыма (наподобие «Хан Джами», «Джума Джами» и т.п.); в большинстве случаев они обозначены в ханских реестрах как «Джами-и Кебир» или «Джами-и Шериф». Однако, в устной народной речи каждая из них имела также и «народное» наименование. Так было и в данном случае: главная городская мечеть, с её белыми стенами, получила среди местных жителей название «Ак Месджид» – и вскоре это имя распространилось на весь город, что разросся вокруг неё.
Имеются данные, подтверждающие строительство Кебир-Джами на рубеже 15 и 16 столетий. Это, например, текст с закладной плиты, которая раньше украшала вход в мечеть. Еще в 1660-х годах этот текст цитировал в своем описании Крыма османский путешественник Эвлия Челеби. Плита с надписью хранилась в мечети вплоть до 1920-х годов. К сегодняшнему дню она потеряна, но надпись с неё успели зафиксировать:
Построил эту мечеть в дни властвования султана Менгли Герай-хана Абдуррахман, сын Али-бея, да простит Аллах ему и его родителям, в месяце мухарреме 914 (мае 1508) года.

Документы, имевшиеся в распоряжении имамов мечети в первые годы 20 века, приводили чуть более раннюю дату основания Кебир-Джами: 1496 год. В любом случае, речь идет о том знаменательном периоде, который запомнился в истории ханства, как время масштабнейшего строительства по всей стране, когда хан Менгли Герай в 1495-1510 годах выстроил новую столицу в Салачике, крепость Феррах-Кермен (Ор-Капы) на Перекопском перешейке, несколько крепостей на Нижнем Днепре и заодно обустроил резиденцию для своих наследников в Акмесджиде.
И Эвлия Челеби в 17 веке, и инженерная документация 1900-х годов почти одинаково описывают мечеть как небольшое, крытое черепицей здание с низким каменным минаретом. Эти описания весьма отличаются от нынешнего облика мечети, что и неудивительно: ведь Белая Мечеть за свою историю не раз целиком перестраивалась. Впервые, насколько известно, это случилось в 18 столетии.
«Построил эту джами первоначально Абдуррахман-бей, потом сожгли её неверные нечестивцы, потом построил её Максуд-ага, сын Хусейна-аги, из его потомков, в 1153 (1740/41) году.» – так гласит надпись на другой плите, которая, в отличие от первой, сохранилась при Кебир-Джами. Год, указанный здесь, тоже относится к периоду интенсивного строительства по всему Крыму: на постройках Бахчисарайского дворца до сих пор можно видеть несколько надписей 1740-х годов с именем хана Селямета II Герая в память о восстановлении им ханской резиденции. Однако, на сей раз волна строительства и ремонтов имела печальную причину. Под словами «неверные нечестивцы» в надписи подразумеваются российские войска фельдмаршала Миниха, который в 1736 году вошёл в Крым и разорил Кезлев, Бахчисарай и Акмесджид, предав их огню.
Как можно видеть из текста, даже двести с лишним лет спустя после строительства мечети о её ремонте и благоустройстве продолжал заботиться всё тот же род, к которому принадлежал основатель Кебир-Джами, Абдуррахман-бей. Такое «наследование» благотворительных проектов, начатых предками, было распространено среди крымской знати, и этому обычаю есть немало других примеров.
Неизвестно, принадлежали ли к роду Абдуррахман-бея те благотворители, что занимались ремонтом Кебир-Джами позже, в царскую эпоху, но их имена тоже сохранены в надписи на южной стене мечети:
Производившие ремонт – хаджи Мустафа, сын Саадуллаха, и Ферах-шерфе, дочь Ильяса-эфенди, супруга упомянутого хаджи, а наблюдавший за ремонтом – Абдульгафар Челеби, да объемлет их Аллах своим прощением и поселит среди благоденствия рая.
В 1233 (1817/18) году.
Последняя по времени надпись относится к ремонту 1907-08 годов. На сей раз в тексте не указано отдельных имен, и хранителями мечети теперь выступают не знатные семейства, а всё сообщество верующих. Причина этому становится понятной, если вспомнить, что часть средств на этот ремонт была выделена из казны, а остальные поступили в качестве пожертвований от горожан:
Эта мечеть, к довольству Аллаха, была починена общиной мусульман. 20 ребиу’ль-ахира 1326 (21 мая 1908) года.
Этот ремонт 1907-08 годов несколько изменил облик старой мечети: был перемещён на новое место минарет, на фронтоне появились полукруглые архитектурные украшения. Однако в этом обновленном виде Кебир-Джами простояла недолго.
В 1920-х мечеть была закрыта большевиками. Она утратила минарет, использовалась не по назначению и в итоге пришла в такое плачевное состояние, что спустя почти 70 лет, когда встал вопрос о возвращении мечети верующим, её пришлось фактически перестраивать заново. В результате реставрационных работ 1993-1994 годов на историческом месте Белой мечети появилось то здание, которое знакомо всем сейчас. В нём соединились, как новые строительные элементы (купол, восстановленный минарет), так и фрагменты старой постройки – в частности, реставраторы сохранили первоначальную старинную кладку михрабной стены. Авторы и исполнители этого нового проекта продолжили дело тех, кто хранил и восстанавливал мечеть на протяжении всех предшествовавших столетий.
Размышляя о далеком прошлом крымской столицы, можно заметить, что в истории главной городской мечети, словно в зеркале, отразилась история всего города, названного когда-то в её честь. В современной Кебир-Джами осталось очень мало от первоначальной Белой Мечети времен Менгли Герая – точно так же, как и в современном Симферополе уже трудно отыскать черты былого ханского Аксмесджида. Однако, несмотря на разительные перемены во внешнем облике, и мечеть, и шумящий вокруг неё город сохраняют свое главное предназначение: они, как и столетия назад, служат центрами притяжения для множества людей – что, несомненно, и было одной из главных целей хана Менгли Герая, когда он повелел поставить новый город на просторном косогоре над Салгиром, а Абдуррахман-бей принялся за строительство.

Олекса Гайворонский