Мечеть Тахталы-Джами в Бахчисарае | ЦРО ДУМК

Четверг

28

марта

18
Рамазан
1445 | 2024
Утр.5:02
Вос.6:20
Обед.12:53
Пол.16:20
Веч.19:16
Ноч.20:34
Времена намазов
Календарь 2024

Намаз

Мечеть Тахталы-Джами в Бахчисарае

Опубликовано:

Можно привести множество примеров, когда художники разных лет, желая отобразить неповторимую атмосферу старой части Бахчисарая, снова и снова изображают один и тот же сюжет: узкая улица изгибается между двумя сплошными рядами старых домов, над кровлями которых одиноко возвышается изящный минарет. Великое множество живописных произведений, нарисованных за многие десятки лет с этого ракурса, сделали улицу под минаретом одним из самых узнаваемых уголков городского пейзажа, а сама мечеть стала настоящей «визитной карточкой» старого города, уступая в этом лишь Хансараю.
Речь идет, конечно же, о Тахталы-Джами, которая действительно является настоящим украшением города. Помимо популярного ракурса с главной городской улицы, мечеть в прошлом очень эффектно смотрелась и с обратной стороны, с речного берега внизу, когда её небольшое здание, словно ласточкино гнездо, нависало над крутым прибрежным склоном и было заметно издалека.
Несмотря на скромный размер, здание мечети спланировано очень гармонично и даже с некоторой роскошью. Подпорная стенка прочно удерживает фундамент здания на крутом косогоре; перед входом устроена небольшая площадка с чешме для омовений; входной портал мечети украшен тремя резными цветочными розетками, а резьба по камню на балкончике минарета напоминает каменные узоры на минаретах Буюк-Хан-Джами.
Тахталы-Джами – одна из очень немногих городских мечетей, дошедших до наших дней от эпохи Крымского ханства. Как известно, в ханской столице существовало свыше тридцати квартальных мечетей, из которых в узнаваемом виде уцелело лишь пять: Буюк-Хан-Джами, Орта-Джами, Исми-Хан-Джами, Молла-Мустафа-Джами и Тахталы-Джами. Лишь старые рисунки и фотоснимки позволяют теперь сравнить Тахталы-Джами с прочими, давно разрушенными бахчисарайскими мечетями. Эти изображения показывают, что в Бахчисарае строились мечети двух архитектурных типов. К первому типу относились небольшие и очень простые постройки (вроде мечетей в кварталах Шах-Булат, Бурма-Чешме и других): по размеру и внешнему виду они мало отличались от соседних жилых домов, строились из самана с деревянным каркасом, а их минареты имели вид отдельно стоящих четырехугольных башенок высотой около 5 метров, порой деревянных. К сожалению, ни одна из этих «малых мечетей» не сохранилась: некоторые из них снесены целиком, а некоторые перестроены под жилые дома. Второй тип мечетей включал более внушительные сооружения. Такие мечети как Ешиль-Джами, Ени-Джами, Арслан-Ага и подобные им были гораздо выше и просторнее, строились из тёсаного камня, а их высокие минареты с круговыми балкончиками напоминали те, которые возвышаются над Ханской мечетью во дворце. К этому типу принадлежат все пять сохранившихся в городе квартальных мечетей ханских времен, в том числе и самая малая по размерам из них, – Тахталы-Джами.
Пытаясь разыскать в исторических источниках сведения о Тахталы-Джами, мы обнаружим, что такое название появляется в документах очень поздно: лишь на рубеже 19 и 20 столетий, а в списках бахчисарайских мечетей ханских времен упоминаний о мечети под названием Тахталы-Джами не встречается вовсе. Однако не приходится сомневаться, что мечеть возведена в ханские времена: об этом ясно свидетельствует надпись на закладной плите, вмурованной над входом. Надпись указывает год постройки мечети – 1120 (1708/09), а также сообщает, что жертвовательницей средств на строительство была Бек-Хан-Султан-ханым, дочь хана Хаджи Селима I Герая.
Это упоминание об участии ханской дочери в возведении мечети относит Тахталы-Джами к категории бахчисарайских памятников женской мусульманской благотворительности. Таких памятников в городе было несколько. В одном из прошлых номеров журнала я уже рассказывал о великолепной мечети Ешиль-Джами, выстроенной на средства Диляры-бикеч. Стоит вспомнить и о сохранившейся до наших дней мечети, которую основала ханская родственница Исми-Хан-кадын. Другие религиозные заведения, учреждённые знатными жительницами столицы, не дошли до наших дней – как, например, мектебы, основанные упомянутой Исми-Хан и Умму-Гульсум, а также мечеть улу-беим-султани («улу-беим-султани» – это высокий придворный титул, который чаще всего носили ханские сёстры). Таким образом, строительство Тахталы-Джами было продолжением издавна устоявшейся традиции, когда женщины ханского рода жертвовали средства на строительство столичных культовых сооружений.
Что же касается кажущегося противоречия между солидным возрастом мечети и отсутствием упоминаний о Тахталы-Джами в документах ханской эпохи, то оно легко разрешается, если учесть, что изначально мечеть носила другое название. Её первоначальное название упоминается, например, в документах 1880-х годов, касающихся ремонта этой мечети местной мусульманской общиной. В этих документах мечеть именуется не «Тахталы-Джами», а «Осман-Ага». А такое название, в отличие от «Тахталы-Джами», не раз встречается на страницах старых источников: от созданных в царский период списков городских махалле вплоть до ханского реестра 1714 года, где упомянут «Осман-Ага Месджид Махалеси».
Правда, остается совершенной загадкой, кем был тот таинственный Осман-ага, в честь которого получил название не только городской квартал, но и мечеть, основанная ханской дочерью. Никаких сведений об этом человеке пока не обнаружено. С точностью можно быть уверенным лишь в том, что Осман-ага не был хатипом этой мечети и не являлся служителем культа, поскольку в иерархии ханских времен слово «агъа», кроме своего нынешнего значения, служило также титулом, который носили офицеры и приравненные к ним придворные чины. В названиях бахчисарайских кварталов запечатлены имена еще не менее десяти человек с этим титулом: Малич-Ага, Ахмед-Ага и другие. Логично предполагать, что они могли быть высокопоставленными придворными, проживавшими по соседству с Ханским дворцом, – однако каких-либо сведений об абсолютном большинстве из них до наших дней не дошло. (Можно ещё добавить, что на карте Бахчисарая отразились и имена столичных улемов: названий кварталов наподобие Катип-Эфенди, Хасан-Эфенди тоже насчитывалось около десятка).
Что же касается того наименования мечети, под которым она известна сейчас, то, по всей видимости, название «Тахталы-Джами» возникло после обширных ремонтов, проведённых в ней в конце 19 и в первые годы 20 столетий. Известно, что тогда, среди прочих ремонтных работ, каменный пол мечети был покрыт деревянным дощатым настилом. Такое конструктивное решение нечасто встречалось в других каменных мечетях города, и этот факт вполне способен пояснить, почему с начала 20 века бывшая мечеть Осман-Ага стала известна среди горожан уже как «Тахталы».
…Возможно, Тахталы-Джами потому и приобрела такую популярность у современных художников и фотографов, что осталась, по сути, единственной городской квартальной мечетью, которая уцелела на видном месте: на многолюдном туристическом маршруте между Ханским дворцом и Чуфут-Кале. Присутствие Тахталы-Джами в пейзаже напоминает о том, как выглядела ханская столица в прошлом, когда над городскими крышами возвышались многие десятки высоких резных минаретов. Потому изображаемая на сотнях картин и фотографий кривая улица под одиноким алемом – это не просто живописный уголок города, а одно из последних зримых отражений старого Бахчисарая, с каждым годом всё дальше уходящего в дымку прошлого под бурным натиском современности.

 

Олекса Гайворонский