Объединение молитв | ЦРО ДУМК

Четверг

25

апреля

16
Шевваль
1445 | 2024
Утр.4:02
Вос.5:30
Обед.12:46
Пол.16:34
Веч.19:51
Ноч.21:20
Времена намазов
Календарь 2024

Намаз

Объединение молитв

Опубликовано:

Доказательства ханефитов в пользу недействительности объединения намазов (за исключением дня Арафа в хадже).
1 – Аллах Всевышний сказал в Коране: «Поистине, намаз был предписан верующим в определённое время» (Сура «Женщины», аят 103). Хадисы, которые приводят сторонники объединения намазов, вступают в противоречие с данным аятом, который предписывает совершение каждого намаза в своё определённое время. В то же время, общее правило, с которым согласны наши оппоненты, гласит, что если имеются противоречащие друг-другу священные тексты, то сообщения, запрещающие что-то предпочитаются тем, которые разрешают это.
2 – От Абдуллаха бин Месуда, да будет доволен им Аллах, передаётся следующее: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, свои намазы совершал своевременно, кроме как во время прибывания в Муздалифе и Арафате» (Передал Несаи с достоверной цепочкой передачи («Асару’с-сунен»).
3 – От Айше, да будет доволен ею Аллах, передаётся, что она сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в пути откладывал совершение уйле (зухр) намаза, а экинди (аср) намаз совершал в начале его времени, также, он откладывал совершение акшам (магриб) намаза, а ятся (иша) намаз совершал в начале его времени» (Передал Тахави в «Шерху Маани’ль-асар» 1:164; Ахмед и Хаким, цепочка передачи хорошей достоверности «хасен». Также приведено в «Асару’с-сунен»).
4 – От Нафи и Абдуллаха бин Вакида передаётся, что муэззин Ибн Умера, да будет доволен им Аллах, сказал ему: «Намаз!», на что (Ибн Умер) отвечал: «Продолжай идти!» Так продолжалось до тех пор, пока небесное зарево не начало исчезать, тогда он спустился и совершил намаз магриб (акшам), подождал исчезновения зарева, после чего совершил иша (ятсы), а затем сказал: «Если Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, торопился по какому-либо делу, то поступал так, как поступил я, а расстояние пути его было такое, для преодоления которого необходимо время продолжительностью в три (дня)» (Передали Эбу Давуд и Даракутни, а цепочка передачи хадиса достоверная («Асару’с-сунен»).
5 – От Кесира бин Карунда передаётся: «Я спросил Салима бин Абдуллаха о намазе его отца в пути, а именно, объединял ли он что-то из этих намазов в своем путешествии? И он упомянул, что Сафие бинт Эбу Убейд была под его опёкой (или его женой), когда она отправила ему письмо. Он в то время находился в принадлежащих ему садах. Она писала: «Это день – последний день моего пребывания в этом мире и первый день моего пребывания на том свете». Тогда он сел на коня и ринулся к ней. Когда приблизилось время совершения намаза зухр (уйле) муэззин сказал ему: «Намаз, о, Эбу Абдуррахман!», но он даже не обернулся к нему. Когда наступило срединное время между двумя намазами (то есть конец времени первого намаза), он спустился с коня и сказал: «Читай икамет! А когда дашь селям (выйдешь из намаза), прочитай икамет (еще раз)!» после чего он совершил намаз, и вновь оседлал коня (и двинулся в путь), пока солнце не село. Тогда муэззин сказал ему: «Намаз!», и он сказал: «Сделай точно так же, как в уйле и экинди намазах», и продолжил путь, пока на небе не стали проявляться звезды. После этого он спустился с коня и сказал муэззину: «Читай икамет, а когда совершишь теслим (привествие, знаменующее конец намаза), прочитай икамет ещё раз», после чего он совершил намаз, а затем повернулся к муэззину и сказал: «Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Если один из вас будет спешить к делу, которое он боится упустить, пусть совершит молитвы таким образом» (Передал Несаи, цепочка передачи достоверная («Асару’с-сунен»).
6 – От Абдуллаха бин Мухаммеда ибн Умера ибн Али ибн Эби Талиба от его отца от его деда (Умера) передаётся, что тот сказал: «Когда Али отправлялся в путешествие, то не останавливался после заката солнца, пока не наступала полная тьма, после чего он спускался и совершал акшам. Затем он ужинал, совершал ятсы и отправлялся в путь, сказав: «Так поступал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует» (Передал Эбу Давуд, цепочка передачи достоверная («Асару’с-сунен»).
7 – Передаётся от Эбу Османа, что он сказал: «Мы торопились на паломничество и объединяли намазы уйле и экинди: делали первый в конце его времени, и делали второй вначале его времени; и объединяли намазы акшам и ятсы: делали первый в конце его времени и делали второй вначале его времени. Мы поступали таким образом, пока не прибыли в Мекку» (Передал Тахави, а цепочка передачи достоверная («Асару’с-сунен»).
8 – Передается от Энеса, что когда он желал объединить два намаза вместе в пути, то откладывал намаз уйле к концу времени его совершения и совершал его, а молитву экинди совершал в начале его времени; а также совершал намаз акшам в конце его времени, а намаз ятсы в начале его времени. Он говорил: «Таким образом пророк объединял молитвы в своем путешествии» (Передал Беззар). В цепочке этого сообщения присутствует Ибн Исхак, который достоин доверия, однако, он был муделлисом («Меджмеу’з-зеваид»). Сказано в «Эт-тергиб»: «В целом он тот, в достоверности которого имеются разногласия, но он хороший передатчик».
Критика доказательств, приводимых оппонентами в пользу действительности объединения намазов.
Сообщения, которые мы привели в первой главе, очевидно указывают на то, что объединение намазов осуществляется не в буквальном смысле, а формально, образно, то есть оно только кажется объединением, тогда как в реальности это является откладыванием первого намаза к концу его времени и совершением второго намаза в начале его времени. Что касается хадисов, понять которые в образном смысле затруднительно, то к ним, например, относится хадис Энеса, приводимый в «Булугу’ль-мерам», где он сказал: «Если Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправлялся в путь до того, как солнце начало отклоняться от зенита (то есть до начала времени намаза уйле), то он откладывал совершение уйле намаза до наступления времени намаза экинди, затем спускался с коня и объединял обе эти молитвы. А если солнце начало отклоняться от зенита до того, как он отправлялся в путь, то совершал уйле намаз, и затем седлал коня». Достоверность этого хадиса единогласно подтверждена. В версии Хакима в «Эль-Эрбеин» с достоверной цепочкой: «Совершал намаз уйле и намаз экинди, а затем седлал коня», а в версии Эбу Нуайма в «Мустехрадж Муслим»: «Если он был в пути, и солнце начало отклоняться от зенита, он совершал намазы уйлк и экинди вместе, а затем отправлялся в путь», от него же Муслим передает с выражением: «Если Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, желал объединить два намаза в пути, то он откладывал совершение уйле намаза до начала времени экинди намаза, а затем объединял между ними». Также, у Муслима есть выражение: «Если он торопился в пути, то откладывал уйле намаз до начала времени экинди, и объединял их, и откладывал акшам намаз, объединяя его с ятсы намазом, когда зарево уже исчезло». Также в «Меджмеу’з-зеваид» от него же: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был в пути, а солнце начинало отклоняться от зенита до того, как он отправлялся в путь, он совершал намазы уйле и экинди вместе, а если он отправлялся в путь до того, как солнце начинало отклоняться от зенита, то объединял их в начале времени экинди намаза, также он поступал с намазами акшам и ятсы», это передал Таберани в «Эль-Эвсат», все его передатчики достоверные.
Ответом является то, что мы уже привели в первой главе хадис Энеса (пункт номер 8), противоречащий этим преданиям от него же, а когда имеются предания, которые противоречат друг другу, то аргументация этими преданиями с обеих сторон аннулируется.
Оппоненты приводят в свою пользу также хадис, который передал Муслим от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, сказавшего: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объединял совершение намазов уйле и экинди, находясь в Медине (то есть не в пути, а у себя дома), не пребывая в страхе за свою безопасность и не будучи в пути».
Ответом на это будет то, что данный хадис говорит об образном объединении молитв, потому что иначе это будет противоречить иджме, которую передал Тирмизи в «Эль-Иляль», сказав: «Все хадисы, приведённые в этой книге практикуемы, и некоторые учёные берут эти хадисы себе в аргументацию, кроме двух хадисов, одним из которых является хадис Ибн Аббаса, о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объединял совершение намазов уйле и экинди, находясь в Медине (то есть не в пути, а у себя дома), и акшама и ятсы, не пребывая в страхе за свою безопасность, и не будучи в пути, и не в дождливую погоду», а внешний смысл этого хадиса оставлен по единогласию ученых.

Амет Алиев