Zekãt bermek | ЦРО ДУМК

Пятница

19

апреля

10
Шевваль
1445 | 2024
Утр.4:15
Вос.5:40
Обед.12:47
Пол.16:32
Веч.19:43
Ноч.21:09
Времена намазов
Календарь 2024

Намаз

Zekãt bermek

“Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие – кто уверовал в Аллаха, и в Последний День, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на (выкуп) рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение Зекят, – и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии, и бедствии и во время беды, – это те, которые были правдивы, это они богобоязненные”.Бакара, 2:177

Арабское слово “зекят”, буквально означающее “очищение”, не имеет точного русского эквивалента; ближе всего к нему по значению слово “пожертвование”. Таким образом, зекят, четвертый акт поклонения в Исламе, совершается мусульманином посредством своего имущества, в виде обязательного пожертвования нуждающимся. Ислам провозглашает, что истинным Владельцем всего является не человек, а Бог, дарующий Своей милостью богатство людям, как Он сочтет нужным. Поэтому те, кому Он дал больше, обязаны расходовать от Его щедрот в пользу тех своих братьев и сестер, которые нуждаются в помощи. Конкретно зекят представляет собой часть тех средств мусульманина, которые, не являясь для него необходимыми, распределяются среди:
“…бедных, нищих, работающих над этим (собирающих Зекят), – тем, у кого сердца привлечены, на выкуп рабов, должникам, на пути Аллаха, путникам…”Тевбе, 9:60
Но почему это предписанное пожертвование называется “очищением”? Оно называется так потому, что, поскольку все богатства на самом деле принадлежат Аллаху, часть имущества каждого должна быть в такой форме возвращена Ему. В Коране так говорится об обязанности принесения зекята:
“Поистине, богобоязненные – среди садов и источников, принимая то, что даровал им их Господь. Ведь они перед этим были творящими добро. Была малая часть ночи, что они спали, и на заре они взывали о прощении, и в достоянии их была доля для просящего и лишенного”.Зарият, 51:15 – 19
Таким образом, выплата зекята, являющегося той частью состояния мусульманина, право на которую принадлежит Аллаху и мусульманской общине, очищает остальное его имущество и делает его законным владельцем, она также очищает его сердце от жадности и эгоизма и отучает считать дарованное ему щедротами Аллаха исключительно своим. А сердца тех, для кого предназначен зекят, он очищает от зависти и ненависти по отношению к тем, кто богаче их. Богатые являются для них не врагами и эксплуататорами, а братьями по вере, признающими их право на то, что даровал им Аллах от своих щедрот, и помогающими им. Об обязанности принесения зекята постоянно говорится в Коране наряду с обязанностью совершения намаза, чтобы тем самым подчеркнуть, что это – фундаментальный долг мусульманина, предписанный акт поклонения. Так, первый халиф Ислама, Эбу Бекир Сыддык, послал вооруженный отряд против людей, отказавшихся выполнять обязанность уплаты зекята, но соблюдавших при этом намаз и считавшихся мусульманами.
Будучи исполняем согласно предписанию, зекят, по сути, является способом обеспечения безопасности мусульманского общества. Предписывая такую обязанность, Всемогущий Аллах, конечно, не намеревался сделать людей ленивыми и ждущими подачек. Предпочтительнее давать зекят тем, кто не просит его, и в размере, необходимом для удовлетворения лишь самых насущных потребностей, а не для приобретения того, что не является необходимым. Ведь в любом обществе всегда найдутся люди, по той или иной причине находящиеся в беде или нужде: из-за бедствия, войны, немощности, невозможности найти работу, а также сироты, вдовы, старики, не способные работать и не имеющие никого, кто помог бы им. Очевидно, что должно осуществляться постоянное снабжение их самым необходимым, вместе с тем не унижающее их человеческого достоинства, устраняющее обозленность и зависть бедных по отношению к богатым.
Зекят, таким образом, является институциированной и обязательной формой распределения средств и проявления заботы, уравнивающей богатство в обществе, при этом, не запрещая частную собственность и не предусматривая “уравниловку”, противоречащую человеческой природе и мешающую развитию общества. Следует помнить, что зекят был учрежден четырнадцать веков назад. Несмотря на все современные экономические достижения, методы распределения богатств и меры по обеспечению права людей на удовлетворение своих основных потребностей, ни одна идеология или экономическая система не оказалась способной учредить институт для разрешения проблемы бедности, при этом не приводящий к противостоянию и ненависти, сравнимый с исламским зекятом.
Кроме выплаты обязательного зекята, Ислам побуждает мусульман, по возможности, осуществлять добровольную благотворительность в пользу нуждающихся.
Благотворительность – одна из тех сторон, на которых особенно настаивает Ислам. При этом он исходит из того, что мусульманин всегда отзывчив на людские нужды и беды и что он расценивает свое достояние как кредит, полученный от Аллаха, который он должен использовать не только для себя и своей семьи, но и для других людей, в этом нуждающихся.
“Никогда не достигнете вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите. А что бы вы ни издержали, – Аллах про это знает”. Али Имран, 3: 92
О ПОЛЬЗЕ ЗЕКЯТА
Зекят приносит мусульманской общине огромную пользу: Между богатыми и бедными устанавливаются теплые отношения, потому что люди по природе своей любят тех, кто делает им добро. Когда же нуждающиеся видят, что богатые и состоятельные люди не думают, об их бедственном положении и не выполняют своих обязанностей перед ними, в их сердцах рождается злоба и ненависть к ним.
Бедняки получают возможность удовлетворять свои потребности и избавляются от необходимости унижаться и просить о помощи и подаянии людей. Несостоятельные мусульмане освобождаются от тяжкого бремени долгов благодаря тому, что они погашаются из средств зекята.
Попавшие в затруднительное положение путники на выплаченные мусульманами деньги получают возможность вернуться домой. Из средств зекята оснащаются необходимым военным снаряжением и амуницией бойцы, воюющие во имя распространения ислама, сокрушения неверия и установления справедливости.
Зекят также можно расходовать для привлечения в ислам колеблющихся и сомневающихся людей, и в ответ на проявленную о них мусульманами заботу в их сердцах укрепляется твердая вера. Энес ибн Малик рассказывал:
“Некий мужчина обратился к Пророку с просьбой, и тот подарил ему овец, пасущихся [в лощине] между двумя горами. Он вернулся к своему народу и сказал: “О мои соплеменники! Принимайте ислам, потому что Мухаммед раздает подарки, как человек, который не боится нужды”. Воистину, были люди, которые приходили к Посланнику Аллаха только ради мирской выгоды, а уже вечером религия была для них милее и дороже, чем этот мир и все, что в нем”.
Кроме того, зекят приносит неисчислимую пользу самому мусульманину. Прежде всего, он выполняет повеление своего Господа и заслуживает Его милость. Всевышний сказал:
“…а милость Моя объемлет всякую вещь. Я запишу её тем, кто богобоязнен, выплачивает зекят…” (Сура “Ограды”, аят 156.)
Его душа очищается от скупости и алчности, о чем в священном Коране сказано:
“Возьми пожертвования из их имущества, чтобы смыть ими [их грехи] и очистить их”.
(Сура “Покаяние”, аят 103.)
Мусульманин воспитывает в себе прекрасные качества, проявляет великодушие, сострадание и заботу о нуждающихся. Посланник Аллаха сказал:
“Над теми, кто милостив, смилостивится и милосердный [Аллах], благословен он и велик! Будьте милостивы к тем, кто на земле, и над вами смилуется Тот, кто на небе”.
Человек обретает благословение Аллаха, который щедро возмещает ему за его пожертвования и умножает его богатство. Всевышний сказал:
“Всё, что вы пожертвуете [на подаяния], Он возместит вам, ведь Он – лучший из тех, кто дарует пропитание!” (Сура “Саба”, аят 39.)
А Посланник Аллаха поведал нам о том, что “великий и могучий Аллах сказал:
“О сын Адама, делай пожертвования, и Мы одарим тебя:”” Посланник Аллаха также сказал: “Богатство не уменьшается от подаяний”. Награда за творимые им благодеяния многократно умножается, о чем всевышний Аллах сказал: “Те, которые расходуют своё имущество на пути Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, а в каждом колосе – сто зёрен. Ведь Аллах умножает [награду] тем, кому пожелает…” (Сура “Корова”, аят 261.)
Зекят, как и любое другое пожертвование, является свидетельством истинной веры и её подтверждением. Пророк сказал:
“Чистота – это половина веры, слова “хвала Аллаху!” заполняют чаши весов, слова “свят Аллах и хвала Ему!” заполняют то, что между небом и землёй, намаз – это свет, милостыня – доказательство, терпение – сияние, а Коран – это довод за или против тебя. Каждый сам начинает свой день и является продавцом своей души, либо освобождая её, либо приводя её к разрушению”.
В Судный день мусульманин окажется в сени своих благодеяний. Посланник Аллаха сказал:
“Семерых Аллах укроет в Своей сени в День, когда не будет сени, кроме Его сени. Это – справедливый имам; юноша, который вырос в поклонении Аллаху; человек, сердце которого привязано к мечетям; двое людей, которые возлюбили друг друга ради Аллаха и собираются и расходятся только ради Него; мужчина, которого позвала к себе знатная и красивая женщина [, предлагая ему согрешить с ней], а он ответил: “Я боюсь Аллаха!” – и человек, который сделал добровольное пожертвование и скрыл его, так что его левая рука не узнала о том, что тратит правая, и человек, который в уединении поминает Аллаха, а его глаза слезятся”.
Польза зекята велика и отнюдь не ограничивается тем, что мы перечислили.

УСЛОВИЯ ВЫПЛАТЫ ЗЕКЯТА

1.Зекят предписан мусульманам, и не принимается ни от неверных, ни от вероотступников.
2.Зекят обязаны выплачивать свободные мусульмане, а рабы освобождаются от этой обязанности, потому что все, чем они владеют, принадлежит их хозяевам.
3.Имущество должно достичь облагаемого минимума, причем каждый вид имущества, с которого полагается выплачивать зекят, должен достичь облагаемого минимума независимо от других. Это означает, что если у мусульманина есть золото, которого чуть меньше облагаемого минимума, а также есть серебро, которого чуть меньше облагаемого минимума, то он не выплачивает с них зекята.
4.Человек должен окончательно владеть имуществом, с которого он выплачивает зекят. Если же он владеет им временно или условно, то оно не облагается зекятом.
5.Зекят выплачивается с имущества, которым человек владеет в течение целого года. Если имущество мусульманина достигло облагаемого минимума, то спустя один лунный год после этого он обязан выплатить с него зекят. Для этого следует выбрать какой-нибудь месяц, например, рамазан, и ежегодно в этот месяц подсчитывать свое облагаемое зекятом имущество и выплачивать с него зекят. Если в течение года имущество, с которого мусульманин собирался в конце года выплатить зекят, уменьшилось, так что его стало меньше облагаемого минимума, то выжидаемый год прерывается, а когда оно вновь достигнет облагаемого минимума, то год должен отсчитываться заново.
ИМУЩЕСТВО, С КОТОРОГО ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ ЗЕКЯТ
Каждый правоверный обязан выплачивать зекят с четырех видов имущества:
1. С ценностей: золота, серебра и бумажных денег. Всевышний Аллах сказал:
“А тех, которые собирают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, обрадуй мучительным наказанием”. (Сура “Покаяние”, аят 34.)
Облагаемый зекятом минимум равен 80.18 граммам золота, или 561 граммам серебра, или эквивалентной этим количествам золота или серебра сумме денег.
2. С зерновых и плодов. Всевышний Аллах сказал:
“О те, которые уверовали! Расходуйте лучшее из того, что приобрели, и того, что Мы взрастили для вас из земли, и не стремитесь жертвовать из этого то, что хуже, чего бы вы и сами не взяли, если бы только не зажмурили на это глаза”. (Сура “Корова”, аят 267.)
Всевышний также сказал:
“…и отдавайте должное во время жатвы…” (Сура “Скот”, аят 141.)3. С товаров, являющихся предметами торговли и получения доходов: недвижимости, скота, продуктов, напитков, автомобилей и другого имущества. Мусульманские ученые единодушны в этом, и ссылаются на то, что Всевышний похвалил верующих, “которые выделяют долю имущества для просящих и обездоленных”. Вне всякого сомнения, товары, предназначаемые для торговли, входят в имущество человека, с которого он собирается получить доход, и отличаются от того имущества, которым он пользуется сам и с которого не платит зекят. Облагаемый минимум товаров составляют товары, стоимость которых эквивалентна стоимости облагаемого минимума золота или серебра. По истечении лунного года хозяин должен оценить все имеющиеся у него товары, и если их общая стоимость (с учетом даже тех товаров, которые взяты в долг,) достигла облагаемого минимума, то он обязан выплатить деньгами 2,5% стоимости товаров, независимо от того, осталась их стоимость равна покупной цене, упала или возросла. Зекят выплачивается и в том случае, если хозяин товаров собирался подарить или раздать их или же копил их, чтобы жениться или выплатить долг и т.п. Хозяева бакалейных и автомобильных магазинов и прочие торговцы обязаны вести тщательный учёт абсолютно всех товаров, как крупных, так и мелких, и выплачивать с них зекят. Если же
подсчитать стоимость всего сложно, то в целях предосторожности следует выплатить зекят так, чтобы не испытывать угрызений совести.
Зекят не выплачивается с техники, автомобилей, домашней утвари, одежды и прочих предметов, которые человек приобрел для индивидуального использования, потому что Посланник Аллаха сказал: “Мусульманин не облагается пожертвованием со своего раба и своего коня”. Зекят также не выплачивается с тех вещей, которые человек использует для заработка, например, с автомобиля, который он использует как такси. Зекят не выплачивается с недвижимости, которую хозяин сдает в аренду. Но зекят выплачивается с полученной от этого арендной платы, если хозяин владел этой суммой в течение одного года и если она достигла облагаемого минимума отдельно или в сочетании с другими наличными деньгами. Зекят также не выплачивается с земель, приобретенных для строительства дома, предназначенного для своей семьи или для сдачи в аренду. Он выплачивается только с земель, предназначенных для продажи. Но если человек приобрел землю и построил на ней дом для своей семьи, а по прошествии года решил продать его, то участок земли и дом не облагаются зекятом за прошедший год, потому в течении года хозяин не имел намерения продавать дом.
4. Со скота: верблюдов, коров, овец, коз. Скот должен быть молочным, племенным и пастбищным, а его численность должна достигать облагаемого минимума. Пастбищным скот считается лишь в том случае, если он питался пастбищной травой в течение всего года или большую его часть. Если же скот не пастбищный, то зекятом он облагается только тогда, когда предназначен для продажи. Когда скот является источником получения доходов посредством купли и продажи, он переходит в категорию товаров и облагается зекятом в соответствии с установленным законом. В этом случае зекят выплачивается как с пастбищного скота, так и со скота, находящегося на фуражном откорме при стойловом содержании, если его стоимость достигает облагаемого товарного минимума отдельно или в сочетании с другими товарами.
Облагаемый минимум верблюдов – 5 голов, с которых взимается одна овца. Со стада, включающего от 5 до 9 голов, зекят составляет одну овцу; от 10 до 14 голов – две овцы; от 15 до 19 голов – три овцы; от 20 до 24 голов – четыре овцы. Облагаемый минимум коров – 30 голов, с которых взимается одна двухлетняя телочка или бык; от 40 до 60 голов – одну трехлетнюю корову; более 61 голов – две двухлетки; и далее с каждых 30 голов взимается однолетка, а с каждых 40 голов – двухлетка. Облагаемый минимум овец – 40 голов, с которых взимается одна овца. Со стада, включающего от 40 до 120 голов, зекят составляет одну овцу; от 121 до 200 голов – две овцы; от 201 до 399 головы – три овцы; от 400 – четыре овцы и далее с каждой сотни взимается одна овца.
В качестве зекята нельзя отдавать больных, истощённых, старых, беременных и прожорливых животных, а также скот с физическими недостатками.