Ибн ‘Умар (радыйаллаху анху) передает:
«Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ве селлям) сказал:
«Коллективный намаз в 27 раз превосходит намаз, совершенный человеком в одиночестве». (Бухари, Азан, 30; Муслим, Масаджид, 249).
Ислам придает огромное значение единству и коллективу. Всевышний Аллах велел своим рабам жить общиной. Поэтому и в Коране есть много повелений и указаний людям собираться, быть вместе. Вот один из них:
«Держитесь все за вервь Аллаха [Коран и сунну], не распадайтесь [на враждующие группировки]…» (Али Имран, 3/102).
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ве селлям) так говорил о важности и достоинствах жизни в общине:
«Рука Аллаха (помощь) – с общиной. Кто отделился от общины, тот отделился на путь, ведущий в Ад». (Тирмизи, Фитан, 7/2167).
«Община есть милость, а разделение – наказание». (Ахмад, IV, 278).
«С общиной пребывает милость (берекет)». (Ибн Маджа, Ат’тма, 17).
«Я прикажу вам кое-что, это приказал мне Аллах: слышать и повиноваться, джихад и община (джемаат). Кто хотя бы по одному вопросу разойдется с мусульманской общиной, до тех пор пока не вернется, аркан Ислама будет сброшен с его шеи». (Тирмизи, Адаб, 78/2863).
Это деяние, более всего способствующее сохранению духа Ислама, нашло свое продолжение в повелении собираться и во время самого важного из поклонений – намаза в мечетях и группами (джемаат). В Кубе и Медине самым первым повелением нашего Пророка было строительство мечети. После этого их количество быстро увеличивалось. Следуя сунне нашего Пророка, на протяжении всей истории мусульмане, завоевав какую-то местность, тут же строили там мечети. И до наших дней строительство мечети считается самым почетным и достойным делом. Потому что мечеть и джемаат – это то место, где мусульмане, общаясь друг с другом, обретают дух братства и единения. Сколь же внимания заслуживает следующий хадис, отражающий дух единства и сплоченности, царящий в мечети:
«…Если кто-то из вас, оставив общину (джемаат), совершает молитву (ду’а) только за себя, пусть тот не будет имамом другим! Кто делает так, тот предает (общину)». (Ахмад, V, 250, 260).
Этот хадис, разъясняя, каким образом необходимо быть одной общиной, одновременно и показывает, насколько важно совершать молитву (ду’а) за всю общину (умму) Пророка Мухаммеда.
Собственно, в каждом намазе обращаться с молитвой (ду’а) за свою общину (умму), было сунной нашего досточтимого Пророка (салляллаху алейхи ве селлям). Айша (радыйаллаху анха), увидев однажды Пророка веселым, попросила:
– О Посланник Аллаха, помолись за меня Аллаху!
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ве селлям) произнес молитву (ду’а):
– О Аллах, прости все прошлые, будущие, скрытые и явные грехи Айши!
Айша так обрадовалась, что не удержалась на ногах.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ве селлям) спросил:
– Тебя обрадовало, что я помолился за тебя?
Она ответила: – Как меня может не обрадовать твоя молитва? Тогда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ве селлям) сказал:
– Клянусь Аллахом, это молитва (ду’а), которую я возношу в каждом намазе за свою общину (умму). (Хайсами, IX, 243; Ибн Хиббан, Сахих, XVI, 47/7111).
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ве селлям) сказал в одном своем хадисе:
«Нет более приятной молитвы (ду’а) для Всевышнего, чем слова раба Аллаха:
«О мой Господь! Будь милостив ко всей общине (умме) Мухаммеда!» (Али аль-Муттаки, №3212, 3702).
По этой причине, друзья Аллаха в своих молитвах (ду’а), заботясь о всей общине (умме) Мухаммеда, так просили у Него:
О Аллах! Прости общину (умму) Мухаммеда!
О Аллах! Будь милостив к общине (умме) Мухаммеда!
О Аллах! Дай победу общине (умме) Мухаммеда!
О Аллах! Храни общину (умму) Мухаммеда!
О Аллах! Собери общину (умму) Мухаммеда и сделай единой!
О Аллах! Исправь общину (умму) Мухаммеда!
О Аллах! Дай утешение общине (умме) Мухаммеда!
Таким образом, мусульмане, молясь за своих братьев по вере, должны быть сплоченной общиной, скрепленной узами взаимной любви. Самая прекрасная дорога достижения такой благородной цели – это совершение коллективного намаза. Совершение общего намаза в мечети, избавляя мусульман от эгоизма и индивидуализма, делает их братьями, совершающих ду’а, желающих добра другим и привязанных друг к другу. Поэтому Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ве селлям) поощрял мусульман собираться вместе для намаза. Говоря о достоинствах коллективного намаза, он сообщил, что он превосходит намаз, совершенный в одиночку, в 27 раз. Он также сказал, что, чем больше будет совершающих намаз, тем большим будет вознаграждение (севап):
«Когда человек совершает намаз вместе с кем-то, то он получает большее благо и награду, чем если бы он молился в одиночку. Даже если молятся вместе два человека, благо и достоинство их намаза превосходят намаз молящегося в одиночку. Чем больше молящихся вместе людей, тем более Аллах доволен ими». (Абу Дауд, Салят, 47/554; Насаи, Имамат, 45/841).
Довольство Всевышнего разъяснено на таком примере:
«Когда мусульманин проводит много времени в мечетях для намаза и поминания (зикра), Всевышний Аллах радуется и бывает доволен, как радуются в семье возвращению какого-то из близких с чужбины». (Ибн Маджа, Масаджид, 19).
Из книги “250 хадисов с комментариями о нормах жизни мусульманина” Др. Мурат Кая