Сура 84 «ВСЕВЫШНИЙ» («АЛЯ») | ЦРО ДУМК

Суббота

20

апреля

11
Шевваль
1445 | 2024
Утр.4:12
Вос.5:39
Обед.12:47
Пол.16:32
Веч.19:45
Ноч.21:11
Времена намазов
Календарь 2024

Намаз

Сура 84 «ВСЕВЫШНИЙ» («АЛЯ»)

Опубликовано:

Бухари передал со слов Бера бин Азиба: «Первыми, кто пришёл к нам (в Медину) из сподвижников Пророка (с.а.с.), были Мусаб бин Умер и Ибн Умм Мактум, которые начали обучать нас Корану. Затем пришли Аммар, Билял и Сад. Потом с двадцатью человеками пришёл Умер бин Хаттаб, а после – сам Пророк (с.а.в.). Я не видел, чтобы жители Медины так радовались чему-то, как они обрадовались этому событию. Я даже видел как дети и подростки говорили: «Вот Посланник Аллаха (с.а.в.) пришел!». Он пришел, когда я уже прочитал (или выучил наизусть) суру «Всевышний» и другие подобные суры».
Имам Муслим и другие передали от Нумана бин Башира, что Пророк (с.а.в.) по праздникам и в пятницу читал в намазах суры «Всевышний» и суру «Покрывающее». А если праздник выпадал на пятницу, то он читал обе эти суры.
Имам Ахмед передал, ссылаясь на мать правоверных Айше, что Посланник Аллаха (с.а.в.) на намазе витр читал суры «Всевышний», суру «Неверующие» и суру «Очищение (веры)». Айше добавила: «И две суры защиты («Рассвет» и «Люди»)».
بســـم الله الرحمن الرحيم
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الْاَعْلَى
(1) Славь имя Господа твоего Всевышнего,
اَلَّذِى خَلَقَ فَسَوَّى
(2) который сотворил (всё сущее) и (всему) придал соразмерность,
وَالَّذِى قَدَّرَ فَهَدَى
(3) который предопределил судьбу (творений) и указал путь,
وَالَّذِى اَخْرَجَ الْمَرْعَى
(4) который взрастил пастбища,
فَجَعَلَهُ غُثَاءً اَحْوَى
(5) а потом превратил их в тёмный сор.
سَنُقْرِئُكَ فَلَا تَنْسَى
(6) Мы позволим тебе прочесть (Коран), и ты не забудешь (ничего),
اِلَّا مَا شَاءَ اللّٰهُ اِنَّهُ يَعْلَمُ الْجَهْرَ وَمَا يَخْفَى
(7) кроме того, что пожелает Аллах. Он знает явное и то, что сокрыто.
وَنُيَسِّرُكَ لِلْيُسْرَى
(8) Мы облегчим тебе путь к легчайшему,
فَذَكِّرْ اِنْ نَفَعَتِ الذِّكْرَى
(9) наставляй же людей, если напоминание принесёт пользу.
سَيَذَّكَّرُ مَنْ يَخْشَى
(10) Вспомнит его тот, кто страшится,
وَيَتَجَنَّبُهَا الْاَشْقَى
(11) и уклонится от него самый несчастный,
اَلَّذِى يَصْلَى النَّارَ الْكُبْرَى
(12) который войдёт в Огонь величайший.
ثُمَّ لَا يَمُوتُ فِيهَا وَلَا يَحْيَا
(13) Не умрёт он там, и не будет жить.

Ибн Аббас сообщил, что Посланник Аллаха (с.а.с.) по прочтении слов аята:
﴾ سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الْاَعْلَى ﴿
«Славь имя Господа твоего Всевышнего», говорил:
سُبْحَانَ رَبِّىَ الْاَعْلَى
«Слава моему Господу Всевышнему» (Ахмед и Эбу Давуд).
﴾ اَلَّذِى خَلَقَ فَسَوَّى ﴿
«Который сотворил (всё сущее) и (всему) придал соразмерность», т.е. который, создал все свои творения наилучшим образом.
﴾ وَالَّذِى قَدَّرَ فَهَدَى ﴿
«Который предопределил судьбу (творений) и указал путь», – т.е. который предопределил каждому творению то, что годится ему, и направил его, чтобы научиться как можно пользоваться этим.
Муджахид прокомментировал данный аят так: «Указал путь человеку к несчастью и счастью, направил скот к их пастбищам». Этому аяту аналогичен следующий аят:
﴾ قَالَ رَبُّنَا الَّذِى اَعْطَى كُلَّ شَىْءٍ خَلْقَهُ ثُمَّ هَدَى ﴿
«Он (Пророк Муса) ответил (фараону): «Господь наш – тот, кто придал обличие всякой вещи, а затем указал всему путь» (Сура «Та Ха», 20/50 аят) – т.е. предопределил судьбы людей и указал им верный путь.
Об этом также сказано в «Сахихе» Муслима, со ссылкой на Абдуллаха бин Амра, где приводится, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Аллах предопределил судьбы всех созданий за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли».
﴾ وَالَّذِى اَخْرَجَ الْمَرْعَى ﴿
«Который взрастил пастбища», т.е. все виды растений, и сельскохозяйственные культуры в частности, которыми кормятся животные.
﴾ فَجَعَلَهُ غُثَاءً اَحْوَى ﴿
«А потом превратил их в тёмный сор».
Ибн Аббас истолковал этот аят так: «Превратил в сухую чёрную траву».
﴾ سَنُقْرِئُكَ ﴿
«Мы позволим тебе прочесть» – Коран, о, Мухаммед,
﴾ فَلَا تَنْسَى ﴿
«И ты не забудешь» ничего из ниспосланного тебе. В данном аяте говорится об обещании Аллаха своему посланнику обучить его чтению Корана, который он будет знать наизусть и не забудет никогда.
﴾ اِلَّا مَا شَاءَ اللّٰهُ ﴿
«Кроме того, что пожелает Аллах».
Катада сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) ничего не забывал, кроме того, что пожелал Аллах».
﴾ اِنَّهُ يَعْلَمُ الْجَهْرَ وَمَا يَخْفَى ﴿
«Он (Аллах) знает явное и то, что сокрыто».
Аллах знает обо всех явных и скрытых словах и делах своих рабов, и ничто из этого не ускользнёт из его взора.
﴾ وَنُيَسِّرُكَ لِلْيُسْرَى ﴿
«Мы облегчим тебе путь к легчайшему», т.е. Мы сделаем для тебя лёгким совершение добрых дел и установим лёгкий, умеренный, прямой, без отклонений и каких-либо трудностей свод законов (шариат).
﴾ فَذَكِّرْ اِنْ نَفَعَتِ الذِّكْرَى ﴿
«Наставляй же людей, если напоминание принесёт пользу», т.е. напоминай, где это будет на пользу. Отсюда следует, что распространение знания не должно растрачиваться впустую для тех, кто этого не достоин. Как сказал Али (да будет доволен им Аллах): «То, о чём вы разговариваете с людьми, и что не в состоянии постичь их умы, только искушение для некоторых из них. Говорите с ними о том, о чём у них есть знание. Вы же не хотите, чтобы они отвергли Аллаха и его Посланника?!»
﴾ سَيَذَّكَّرُ مَنْ يَخْشَى ﴿
«Вспомнит его (напоминание) тот, кто страшится» в душе стать причиной неудовольствия или гнева Аллаха, и знает, что встреча с Ним неминуема. Такой человек внемлет твоему увещеванию, о, Мухаммед.
وَيَتَجَنَّبُهَا الْاَشْقَى اَلَّذِى يَصْلَى النَّارَ الْكُبْرَى ثُمَّ لَا يَمُوتُ فِيهَا وَلَا يَحْيَا
«И уклонится от него самый несчастный, который войдёт в Огонь величайший. Не умрёт он там, и не будет жить».
Человек, который попадёт в ад – несчастнейший из людей, отвергший милость Всевышнего. Он не найдёт успокоения в смерти, но и не будет жить в полном понимании этого слова. Всё его существование будет связано с мучениями и страданием.
Эбу Саид Худри сообщил, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал следующее: «Что касается людей Огня, которые являются его обитателями, то они и не будут жить, и не умрут. Однако же будет группа людей, которых огонь сожжёт из-за их грехов. Аллах умертвит их, и только после того, как их тела сгорят дотла, будет позволено заступничество за них, и они будут перенесены к рекам Рая, группа за группой, и развеяны там. И будет сказано: «О, люди Рая! Полейте (воду) над ними. И они произрастут, как произрастают семена у влажного берега бегущего ручейка» (Ахмед, Муслим).
Аллах также сказал:
وَنَادَوْا يَامَالِكُ لِيَقْضِ عَلَيْنَا رَبُّكَ قَالَ اِنَّكُمْ مَاكِثُونَ
«Они (неверующие грешники) воззовут: «О, Малик! Пусть твой господь покончит с нами». Он (Малик – Страж Ада) скажет: «Вы останетесь здесь (навечно)» (Сура «Зухруф», 43/77 аят), а также:
لَا يُقْضَى عَلَيْهِمْ فَيَمُوتُوا وَلَا يُخَفَّفُ عَنْهُمْ مِنْ عَذَابِهَا
«С ними (неверующими) не покончат так, чтобы они могли умереть, и их мучения не облегчатся» (Сура «Фатыр», 35/36 аят).

Далее, в суре «Всевышний» Аллах сказал:
قَدْ اَفْلَحَ مَنْ تَزَكَّى
(14) Преуспел тот, кто очистился,
وَذَكَرَ اسْمَ رَبِّهِ فَصَلَّى
(15) и поминал имя Господа своего, и совершал намаз.
بَلْ تُؤْثِرُونَ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا
(16) Но нет! Вы отдаете предпочтение мирской жизни,
وَالْاٰخِرَةُ خَيْرٌ وَاَبْقَى
(17) хотя Последняя жизнь – лучше и дольше.
اِنَّ هٰذَا لَفِى الصُّحُفِ الْاُولَى
(18) Воистину, это записано в первых свитках, –
صُحُفِ اِبْرَاهِيمَ وَمُوسَى
(19) свитках Ибрахима и Мусы.

Аллах говорит:
﴾ قَدْ اَفْلَحَ مَنْ تَزَكَّى ﴿
«Преуспел тот, кто очистился», т.е. очистился от пороков и последовал за тем, что ниспослал Аллах Посланнику (с.а.с.).
Джабир бин Абдуллах, комментируя этот аят, передаёт, что Пророк (с.а.в.) сказал: «Преуспел тот, кто свидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха, отрёкся от приравнивания к Нему и засвидетельствовал, что я (Мухаммед) – Посланник Аллаха».
﴾ وَذَكَرَ اسْمَ رَبِّهِ فَصَلَّى ﴿
«И поминал имя Господа своего (сердцем и устами), и совершал намаз». Совершал намаз в установленное для него время, покорно и смиренно, желая снискать довольство Аллаха. Здесь подразумевается пять ежедневных намазов и их соблюдение.
Умер бин Абдульазиз повелевал людям раздавать милостыню, декламируя эти два аята: «Преуспел тот, кто очистился, и поминал имя Господа своего, и совершал намаз». Этот же аят Катада истолковал так: «Раздавал зекят (очистительную и обязательную милостыню) и сделал всё в угоду своему Создателю».
﴾ بَلْ تُؤْثِرُونَ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا ﴿
«Но нет! Вы отдаете предпочтение мирской жизни» ставя её превыше Последней жизни из-за ваших интересов к выгоде и прибыли.
﴾ وَالْاٰخِرَةُ خَيْرٌ وَاَبْقَى ﴿
«Хотя Последняя жизнь – лучше и дольше», т.е. награда Аллаха в загробном мире лучше и дольше, чем любые блага в этом мире. Ведь земная жизнь – преходящая, бренная, а Последняя жизнь – возвышенная вечная. Так как же может обладающий разумом предпочитать преходящее вечному, заботясь о том, что скоро исчезнет, и не заботясь о том, что будет длиться вечность?
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Дунья (этот мир) – это пристанище для того, у кого нет пристанища, имущество того, у кого нет имущества, а копит для неё тот, у кого нет разума» (Ахмед).
Эджрафа Сакафи сообщил следующее: «Я попросил Ибн Месуда прочитать суру «Всевышний», и когда он дошёл до слов «Но нет! Вы отдаёте предпочтение мирской жизни», он остановился, и, обратившись к своим товарищам и студентам, сказал: «Мы предпочли мирскую жизнь Последней». Народ замолчал, и он продолжил: «Мы предпочли мирскую жизнь, потому что познали её услады, женщин, еду и питьё. И скрылась от нас Последняя жизнь. Мы выбрали эту скоротечную и оставили долгую, вечную».
В хадисе сказано: «Любой, кто любит эту мирскую жизнь, губит (или потеряет) свою будущую жизнь. Так выберете же то, что вечно, а не то, что временно» (Ахмед).
اِنَّ هٰذَا لَفِى الصُّحُفِ الْاُولَى صُحُفِ اِبْرَاهِيمَ وَمُوسَى
«Воистину, это записано в первых свитках, – свитках (пророков) Ибрахима и Мусы».
Поистине, то, что раскрывается в данной суре, подтверждено в прежних Священных Писаниях, в том числе и в свитках с божественным откровением таких великих пророков, как Ибрахим (Авраам) и Муса (Моисей).
Аналогичные аяты содержатся в суре «Звезда»:
اَمْ لَمْ يُنَبَّاْ بِمَا فِى صُحُفِ مُوسَى وَاِبْرَاهِيمَ الَّذِى وَفَّى
«Разве ему (отвернувшемуся от Ислама) не поведали о том, что было в свитках Мусы и Ибрахима, который выполнил повеления Аллаха полностью?» (Сура «Неджм», аяты 53/36-37).
Эбуль-Алия сказал: «Суть этой суры (суры «Всывышний») раскрывается в первых свитках».
Ибн Джерир считал, что слова Аллаха:
﴾ اِنَّ هٰذَا ﴿
«Воистину, это» относятся к слову Его в предыдущих аятах:
«Преуспел тот, кто очистился, и поминал имя Господа своего, и совершал намаз. Но нет! Вы отдаете предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь – лучше и дольше».
Подобный комментарий дали также Катада, и Ибн Зейд и др.

Илимдар ДЖанбазов