Враждебность к мезхебам – покушение на Ислам | ЦРО ДУМК

Четверг

28

марта

18
Рамазан
1445 | 2024
Утр.5:02
Вос.6:20
Обед.12:53
Пол.16:20
Веч.19:16
Ноч.20:34
Времена намазов
Календарь 2024

Намаз

Враждебность к мезхебам – покушение на Ислам

Опубликовано:

Глагол «зе-хе-бе» в арабском языке означает «идти», а «мезхеб», значит «дорога, по которой следуют».

Существует хадис «Джибриля», где ангел в обличии молодого юноши предстаёт перед Пророком Мухаммедом (с.а.в.), в присутствии сподвижников, и, словно несведущий человек, задаёт пять вопросов: Что такое иман? Что такое Ислам? Что такое ихсан? Когда наступит Судный день? Каковы признаки Судного дня?

После того, как человек ушёл, Пророк сказал, что «это приходил ангел Джибрил, чтобы научить вас вашей религии».

  Так вот в данном хадисе, кроме того, что описываются основные постулаты веры и практики, мы также видим три составляющие основу религии: Иман-Вера, Ислам-практика, Ихсан-духовность.

В области вероубеждений мезхебы: Матуридия и Ашария. Наука, изучающая и систематизирующая все вероубежденческие аспекты называется келям – Исламская теология, догматика.

В области религиозной практики мезхебы: Ханефитский, Шафиитский, Маликитский, Ханбелитский. Наука, изучающая и систематизирующая все правовые аспекты называется фикх — исламское право, юриспруденция.

В области духовной, мезхебы называются тарикатом. Кстати, «тарикъ» тоже переводится с арабского, как «дорога». Наука, изучающая пути духовного развития называется «тасаввуф» – суфизм, эзотерика.

Таким образом, наши учёные систематизировали ответы на вопросы ангела Джибриля,  и доступным, понятным языком объяснили их людям, словно преподнеся их на блюдечке со словами, «пожалуйста, пользуйтесь»!

Правильное вероубеждение очищает сердце. Намаз очищает тело, зекят имущество, а ихсан – душу (нефс) человека. Это и есть основная цель Ислама – воспитать человека, чистого как душой, так и телом, и оберегать его. Если обратить внимание на последовательность тем в хадисе Джибриля, то понимаем, что достигнув этого уровня, человек может смело ожидать своего конца, ибо он может надеяться, что готов ко дню Великого Суда.

Являются ли мезхебы нововведением?!

Часто можно услышать, что якобы мезхебов, не было во время сподвижников, поэтому следовать мезхебу это нововведение! Выступающие против мезхебов утверждают: «человеку запрещено следовать за другим в вопросах религии, потому что все сподвижники совершали иджтихад, т.е. самостоятельно выносили решения из Корана и Сунны. Следовательно, последующим поколениям мусульман тоже нельзя следовать за одним муджтехидом. Есть Коран и хадисы Пророка, мусульмане должны обращаться к этим первоисточникам и оттуда брать знания и претворять их в жизнь». Но так ли это на самом деле?!

Такие утверждения, на первый взгляд кажутся оригинальными и привлекательными. Но когда слышишь подобные слова, возникает ассоциация с психотипами, которые описываются в Коране. Много поучительных моментов содержится в рассказе о пророке Юсуфе. В качестве примера рассказывается о Божьем посланнике Ибрахиме, мир ему. Коран также в негативном контексте описывает психотипы фараона, сатаны, лицемеров, неверных, идолопоклонников и других, описывает отличительные черты их характеров. Так, например, говоря о сатане, Священное Писание акцентирует внимание на одной особенности – приукрашивать деяния. Говорится следующее: «…и сатана приукрасил для них их же деяния» или «для них были приукрашены их худшие деяния» (Сура «Анкебут», 29/38 аят; сура «Нахль», 16/63 аят; Сура «Энфаль», 8/48 аят; сура «Энам», 6/43 аят) и т.д. Таким образом, сатана представляет истину в виде лжи, а ложь в виде истины. В современном мире это называется искажённое восприятие действительности, обман чувств или просто иллюзия. Если на человечество взглянуть через призму Корана, то, скорее всего в процентном отношении мы займём первое место среди живых творений, подвергнутых искажённому восприятию реальности вследствие чувственного обмана.

Возвращаясь к теме, искажение восприятия очевидно в предвзятом, а то и враждебном отношении к мезхебам, когда человек задаёт вопрос –  было ли понятие «мезхеб» во времена сподвижников?! Возникает встречный вопрос — а почему человек задаёт такой вопрос? Разве дозволенность чего-либо обусловлена наличием этого во времена сподвижников!?

Давайте попробуем разобраться, были ли  мезхебы в золотом веке среди сподвижников или нет. Учитывая, что имам мезхеба является муджтехидом, мы рассмотрим общество сподвижников Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) на предмет наличия в нём муджтехидов и мукаллидов. Кроме того, не стоит забывать, что любой человек, и сподвижники в том числе, по отношению к священным текстам, относится к одной из этих двух категорий, третьего варианта просто не существует. Поэтому те, кто придерживаются, например, Ханефитского мезхеба, следуют за учёным-муджтехидом Нуманом б. Сабитом, кто придерживается Шафиитского, за учёным-муджтехидом Идрисом аш-Шафии и т.д. Если муджтехидом мы называем тех, кто выносит решения непосредственно из священных текстов, то все остальные, кто, доверяя компетенции этих учёных, следует их выводам, называются мукаллидами. Это вполне нормально и естественно.

Посмотрим на демографическое положение сподвижников Пророка. Сколько же их всего было?! На прощальной проповеди Посланника Аллаха участвовало более 100 000, по некоторым данным 140 000 мусульман. Говорится о том, что отсутствующих во время прощального паломничества было больше, нежели присутствующих.  Таким образом, мы получаем цифру около 300 тысяч сподвижников. Согласно вышеприведённым утверждениям, все эти люди являлись муджтехидами! Именно так утверждают приверженцы учения Абду-ль Ваххаба, которые позиционируют себя как «саляфы — салафиты»,  а в простонародье их называют «ваххабитами».

Однако в книгах перечисляются имена всех муджтехидов из сподвижников вместе с их фетвами, и даже тех, от которых передана всего лишь одна фетва, т.е. которые совершили иджтихад всего один раз в жизни, и получается цифра 162 человека!  Из этих 162 человек 20 женщин, и следует отметить, что они далеко не все учёные высшей степени. Среди них можно выделить группу из семи человек, которых называют «эль-муксирун», что значит совершающие много иджтихад. Это Хазрети Омер и его сын Абдуллах б. Омер, Хазрети Али, Абдуллах б. Месуд, Абдуллах бин Аббас,  Хазрети Айше и Зейд б. Сабит. Их выводы и мнения зафиксированы, если фетвы каждого из них собрать  в отдельный сборник, то получится один большой том.

Вторая группа муджтехидов  из этих 162 составляет около 30 человек, и если собрать фетвы каждого из них по отдельности, то получится небольшая брошюра. Остальные 120-130 человек совершали крайне мало иджтихад, и от них зафиксировано и дошло до нас по одной или две фетвы.

Но даже если принять во внимание все 162 человека, то среди трёхсоттысячной общины сподвижников они составят 0,054%, это один муджтехид на 1852 человека. Это значит, что один был муджтехидом, а 1851 сподвижник был мукаллидом. А если взять за основу семь человек, которые профессионально этим занимались и по праву могут называться учёными с большой буквы, то и вовсе один на 42857 сподвижников. Вообще, со времени сотворения человечества не было общины, все члены которой были бы на сто процентов муджтехидами. Это противоречит природе человека.

Следует также учесть, что знание хадисов не делает человека муджтехидом, а, следовательно, не даёт ему право давать теолого-правовые заключения (фетвы). Например, среди знатоков хадисов Эбу Хурейра занимает первое место, от него передано 5374 хадиса. Но при всём этом он не является первым номером в фикхе, он даже не входит в семёрку самых продвинутых муджтехидов своего времени. Поэтому делать амбициозные заявления, что я, мол, знаю 500 хадисов и могу давать фетвы, в корне не верно. Обладать хорошей памятью и знать священные тексты наизусть это одно, а аналитические способности, это другое. Ещё один пример, Хазрети Омер очень хорошо разбирается в Исламском праве, но переданных им хадисов всего несколько сотен, что составит 10% от общего числа преданий от Эбу Хурейры!

Интересен тот факт, что Посланник Аллаха обратил на это внимание во время прощальной проповеди. Он сказал: «Пусть присутствующие передадут мои слова отсутствующим, возможно отсутствующий лучше поймет, чем слушающий меня». Следовательно утверждение, «я знаю или прочитал 3000-5000 хадисов и могу совершать иджтихад» в корне неправильно.

Таклид, т.е. следование за муджтехидом, оберегает Ислам от искажений, также как и сам иджтихад! Если знающий человек говорит, а не являющийся знатоком слушает и следует сказанному, то это предупреждает смуту в исламской умме. Когда некомпетентные люди начинают делать выводы и раздавать фетвы, то в обществе появляется неразбериха, ошибочное понимание религии и вражда. Естественно, шейтан приукрашивает деяния мукаллида, который начинает умничать «это по шариату, а это не по шариату…»,  раскрывает для него различные возможности, особенно в наш век цифровых технологий, и вот уже смута посеяна. Человек, возможно не желая того, становится причиной анархии, хотя ему нужно было просто промолчать, как отмечено в хадисе: «или говори благое или молчи»!

Такълид какого-либо мезхеба необходимо воспринимать на уровне обязательных предписаний, т.е. фарзов и ваджибов. А что касается сунны и других необязательных моментов, то конфликтовать из-за этого не стоит.

Не следует забывать, что за критикой следования мезхебам кроется неуважение к выдающимся учёным Ислама. Обычный юноша, прочитавший несколько книг, позволяет себе говорить «Эбу Ханифа человек и я человек, он тоже мог ошибаться …». Умаление авторитета учёных — путь к искажению религии, путь к застою и маргинализации общества.

Враждебность отдельных кругов проявилась более всего по отношению к мусульманским учёным в областях фикха, келяма и тасаввуфа. В адрес учёных мужей также можно услышать «они возомнили себя пророками! Вместо того, чтобы призывать к Аллаху, они призывают к себе! и др.». На самом деле, если человек, называющий себя мусульманином, негативно отзывается об учёных мусульманской уммы, то он является потенциальным орудием в руках экстремистов и радикалов, а также тех кругов, которые стоят за ними в деле искажённого толкования и демонизации Ислама.

 

Айдер ИСМАИЛОВ