Время высаживать саженцы | ЦРО ДУМК

Четверг

25

апреля

16
Шевваль
1445 | 2024
Утр.4:02
Вос.5:30
Обед.12:46
Пол.16:34
Веч.19:51
Ноч.21:20
Времена намазов
Календарь 2024

Намаз

Время высаживать саженцы

Опубликовано:

В этом году три священных месяца начинаются 8-ого марта, а месяц Рамазан начинается 6-ого мая. С приближением этого отрезка времени, заполненного особой божественной благодатью, нефс каждого из мусульман сжимается, понимая, что придётся приложить немного усилий для успешного прохождения испытаний; а душа каждого из нас радуется тому, что скоро мы будем иметь возможность особым способом приблизиться к довольствию Создателя, к благоволению Аллаха. И свою особую любовь к этому благословенному времени наш Пророк Мухаммед (саллаллаху алейхи ве сселем) выражал молитвой, говоря: «О, мой Аллах! Даруй нам «берекет» (благодать) в [месяцы] Реджеб и Шабан. И даруй нам возможность достичь [месяца] Рамазан» (Рамузуль-Эхадис, 532).

Устрашая нас Адом за греховные поступки, и поощряя нас Раем за благие дела, Аллах дарит нам возможность взять под контроль свой нефс (эго) и воспитать его самым достойным образом. И тогда мы начинаем взбираться на первую и вторую ступеньки своих духовных и волевых усилий, которые можно обозначить как: 1) Совершение поклонения ради Аллаха, желая избежать Преисподней; 2) Совершение поклонения ради Аллаха, желая получить награды Рая. Когда же мусульманин полностью изучил природу своего нефса и настроил свою волю на всестороннюю борьбу с ним, нефс из дикой лошади превращается в покорного скакуна и теперь ежесекундные страх перед адом и надежда на рай становятся генетической природой верующего человека. После этого, для такого уверовавшего человека даже мимолётные мысли в сторону бахвальства, тщеславия, гордыни, алчности, зависти и ненависти становятся причиной самоунижения и оскорбления личного достоинства. Именно в этот момент полноценно начинает работать вторая половина человека – душа. Только представьте себе, что ваш нефс укрощён страхом перед Адом и окрылён надеждой получить Рай. Вот тогда-то человек на все сто процентов раскрывает в себе потенциал духовного развития и совершения благого. Этим самым он взбирается на третью ступеньку своего духовного развития – совершение поклонения ради Аллаха, не с целью не попасть в Ад или попасть в Рай, а только с целью заслужить довольствие Аллаха. О таких людях Аллах говорит в Коране: «Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом» (Сура «Маиде», 5/119 аят), ведь «[они совершали свои поклонения] только из стремления к Лику [и довольствию] своего Всевышнего Господа» (Сура «Лейл», 92/20 аят).

И если Аллах примет наши покаяния и поклонения, проявит к нам такие Свои Имена как Тевваб (Принимающий покаяния), Рахим (Милостивый), Афувв (Прощающий так, что полностью стирает грехи с книги деяний), Гъафур (Прощающий даже большие грехи и Скрывающий недостатки), Гъаффар (многократно Прощающий и Прикрывающий грехи), и при этом если Он не пожелает поступить с нами как-то иначе, то каждый из нас надеется, что, иншаллах, он попадёт в Рай. И коль ступеньки духовного развития при земной жизни разные, то и степени Рая, что обещает Аллах праведникам, тоже разные. Ведь «для них у их Господа [есть различные] степени» (Сура «Энфаль», 8/4 аят).

Итак, какими же способами Аллах называет и описывает Рай в Коране? Какие знания о степенях Рая мы встречаем в Коране? Давайте рассмотрим самые известные 5 названий Рая из 12-ти названий.

1) Дженнет. В арабском языке слово «рай» читается как «дженнет»: оно образовано от глагола «джанна» («покрывать, скрывать») и означает «скрытое место или сад, имеющий финиковые деревья и виноградники». А в мусульманской терминологии слово «Дженнет» (Рай) означает «последующая вечная обитель, оснащённая несказанными благами, в которой верующие будут находиться вечно»; в Коране это слово встречается 147 раз. Главные качества Рая: а) Отсутствие смерти и старения: «В Судный день смерть приведут в виде барана, который будет черно-белого цвета и его принесут в жертву [умертвив его] между раем и адом, затем будет сказано: «О, обитатели рая, с этого дня [для вас начинается] вечность и [для вас уже] никогда не будет смерти, и о, обитатели огня, с этого дня [для вас начинается] вечность и [для вас уже] никогда не будет смерти» (Бухари, 6548); б) Отсутствие болезней и страданий; в) Вечное спокойствие и отсутствие какого-либо страха; г) Вечное духовное удовлетворение и отсутствие пресыщения от окружаемых благ. Каждый уровень Рая будет обладать такими качествами, но наряду с этим, на каждом уровне будет нечто своё необыкновенное.

2) Дженнетун-Наим. Это словосочетание встречается в Коране 13 раз. Слово «Наим» с арабского языка переводится как «благополучие, спокойствие, счастливая жизнь». Таким образом, «Дженнетун-Наим» можно перевести как «Рай/Сад блаженства, наполненный благами, которые дают человеку материальное и духовное счастье».

3) Дженнетуль-Адн. Это название Рая встречается в Коране 11 раз. Слово «Адн» означает «постоянно размещаться или проживать где-либо». Поэтому «Дженнетуль-Адн» можно перевести как «Сады, в которых будут проживать вечно». Примечательно, что упоминая слово «Дженнетуль-Адн», Аллах в Коране делает ударение на такое качество верующих как «обладающие разумом» (Сура «Рад», 13/19-24 аяты).

4) Фирдевс. Это персидское слово, обозначающее «сад или роща, в которой содержатся украшения, красоты и блага». Интересно то, что «Ферадис» имеет значение «сады», и уже это слово заимствовали европейские языки, обозначив рай словом «Paradise». В Коране же слово «Фирдевс» встречается 2 раза и обозначает «Сад, имеющий виноградники». Особенность этой степени рая Пророк Мухаммед (а.с.) обозначил так: «Воистину, Рай имеет сто уровней. Каждый из этих уровней, как место между небом и землёй. Несомненно, наивысший уровень Рая – это Фирдевс. А над Фирдевсом находится Арш. Реки выходят и разливаются по Раю из Фирдевс. Поэтому, когда вы просите у Аллаха, то просите Фирдевс, ибо это самое срединное и высокое место Рая» (Ибни Мадже, 4331; Бухари, Джихад 4). Примечательно, что рядом со словом «Фирдевс» Аллах в Коране упоминает такое качество как «Вера».

5) Дарус-Селям. Это название Рая встречается 2 раза в Коране и обозначает «Обитель, жители которой защищены от материальных и душевных страданий, а также от всех неприятных вещей»: «Аллах зовёт к обители [вечного] мира и ведёт прямым путем тех, кого пожелает» (Сура «Юнус», 10/25 аят).

Вот такими разнообразными способами Аллах приглашает Своё главное создание – Человека – в обитель, в которой будет реализовано его самое главное желание – жить вечно; жить вечно без страданий и старения; жить вечно, наслаждаясь достигнутым счастьем. И чтобы иметь больше шансов попасть в эту обитель под названием Рай, Аллах дарует нам особый отрезок времени, когда высаженные саженцы приносят особенную благодать – это три священных месяца. Так что, добро пожаловать!

 

Руслан Абдулаев