Благодарность – это лекарство от алчности | ЦРО ДУМК

Среда

08

мая

29
Шевваль
1445 | 2024
Утр.3:36
Вос.5:12
Обед.12:44
Пол.16:40
Веч.20:07
Ноч.21:43
Времена намазов
Календарь 2024

Намаз

Благодарность – это лекарство от алчности

Опубликовано:

Как-то в летнюю жару Насреддин оджа возвращался к себе в село. Шёл он уже долго и поэтому, когда он увидел огромное ореховое дерево, он решил прилечь под ним и немного отдохнуть. Подойдя к дереву, Насреддин оджа нашёл для себя удобное место и с удовольствием растянулся на земле. И тут его внимание привлекли большие тыквы, которые росли по ту сторону орехового дерева. Он посмотрел на эти тыквы, потом взглянул на орехи, что росли на дереве, и сказал: «О, мой Всевышний Создатель! На маленькой ножечке Ты создал огромную тыкву, а на этом большом дереве, ветки которого поднимаются высоко в небо, Ты создал маленькие орехи. Не лучше бы было эти большие тыквы создать на этом огромном дереве, а эти орехи взрастить на земле?» И в этот момент один орех сорвался с дерева и упал прямо в лоб Насреддин оджа. Тройные звёзды замерцали в глазах старика, и он с трепетом произнёс: «Тёвбе, я Раббим! Прости меня. Больше я не буду вмешиваться в Твои дела. Ведь если Ты создал что-то именно таким образом, значит, в этом есть своя мудрость. Что бы было со мной, если бы вместо ореха на меня свалилась эта тыква?! О, Аллах, прости меня!»

Аллах из небытия создал человека и дал ему различные блага: «Он дал вам всё, что вы у Него просили. И если вы захотите сосчитать блага Аллаха [которыми Он наделяет вас], то не сможете пересчитать их!» (Сура «Ибрахим», 14/34 аят). В ответ за предоставленные бесчисленные блага, Создатель пожелал, чтобы мы выражали Ему благодарность за это: «И Аллах вывел вас из утроб ваших матерей ничего не знающими. И дал Он вам способность слышать, видеть и познавать [себя и Вселенную], – может быть, вы будете благодарны» (Сура «Нахль», 16/78 аят).

Действительно, разве не следует благодарить Аллаха за то, что Он ниспосылает дождь, меняет ночь и день, держит на плаву корабли, и дарит нам в пользование удобных нам домашних животных? Ведь даже глотательный рефлекс Он даровал нам для нашего блага! Конечно же, Аллах не нуждается в благодарности Своих рабов, но у верующего человека есть нужда благодарить Творца небес и земли, потому что, даже если посмотреть на это с мирской точки зрения, благодарность становится причиной увеличения даруемых благ, ибо Аллах обещает: «Клянусь, если вы будете благодарны, то, несомненно, Я увеличу для вас [Свою щедрость]. А если вы будете неблагодарны, то [знайте, что] Мое наказание очень сурово» (Сура «Ибрахим», 14/7 аят). Тем же, которые постоянны в своей благодарности Ему, и выражают эту благодарность достойным образом, тем Аллах дарует Свою щедрость и награду всесторонне и без изъяна. Ибо Аллах желает спасения Своим рабам, и не желает для них мучений: «К чему же Аллаху наказывать вас, если вы будете благодарны и уверуете? Аллах – Воздающий [за благодарность], Всезнающий» (Сура «Ниса», 4/147 аят).

Как и во всех других случаях, так и с точки зрения благодарности, самым лучшим для нас примером является Пророк Мухаммед (саллаллаху алейхи ве сселлем). Он (а.с.) благодарил Аллаха при каждом удобном случае. Когда до Него (с.а.в.) доходила радостная весть, Он (с.а.в.) сразу же в благодарности Аллаху совершал седжде (Эбу Давуд, Джихат, 162). Преисполненный благодарности Аллаху, Пророк Мухаммед (а.с.) вставал по ночам и совершал намаз до тех пор, пока у него не отекали ноги. И однажды, когда Хазрети Айше (р.а.) сказала Ему (а.с.): «Аллах простил все твои прошлые и будущие грехи. Зачем же ты так утруждаешь себя?», Он (с.а.в.) ответил: «Разве мне не следует быть рабом, благодарящим Аллаха?!» (Бухари, Техеджджюд, 6)

Верующий человек терпеливо относится ко всем трудностям и испытаниям, а к полученным благам относится с благодарностью. И нам известно, что для мусульманина самым главным выражением благодарности Аллаху является исполнение тех поклонений, которые возложил на него Аллах. Таким образом, признание Единого Аллаха Единственным Создателем всего сущего; совершение пятикратного намаза по кораническому принципу «намаз тяжёл только для тех, кто его не делает»; в год один раз соблюдение поста; выплата зекята теми, кто достиг определённого финансового уровня; и совершение один раз в своей жизни паломничества в Мекку – всё это является высшей формой благодарности Аллаху за получаемые блага.

Кроме этого, Аллах поощряет нас выражать благодарность и тем людям, через которых Он доводит до нас необходимые нам блага. Ведь Посланник Аллаха (а.с.) однажды сказал: «Тот, кто не благодарит людей [за сделанное добро], тот не проявит благодарности и Аллаху» (Эбу Давут, Эдеб, 11). Поэтому, человеческим долгом каждого из нас является выражение благодарности тем, кто совершил добро по отношению к нам. И это благородно, когда человек достойным образом благодарит сделавшего ему добро. Но также благородным является и то, когда делающий добро не ждёт ответной платы за совершённые благие дела, т.к. награду он ожидает получить только и только от Аллаха. Таких людей Аллах отмечает особым образом: «И они кормят едой неимущего, сироту и пленника, несмотря на (собственную потребность и) любовь к ней. [При этом, они признаются самим себе]: ««Мы кормим вас только ради довольствия Аллаха. [И только от Него мы надеемся получить награду, поэтому] мы не ожидаем от вас ни вознаграждения, ни благодарности [или похвалы за это дело]!» (Сура «Инсан», 76/8-9 аяты). Другими словами, мы можем забыть о добре, сделанном нами, но не должны забывать о добре, которое мы получили.

Указывая нам на уникальные источники душевного спокойствия, Пророк Мухаммед (а.с.) оставил нам такие слова: «Тот, кто не благодарит за малое, тот не станет благодарить и за большее. Тот, кто не благодарит людей [за сделанное добро], тот не проявит благодарности и Аллаху. Вспоминать блага, полученные нами от Аллаха, и словесно отмечать их – это благодарность. Не упоминать о полученных благах – это неблагодарность [Всевышнему]. Действовать в единстве – это милость. Действовать отдельно и разделяться – это мучение» (Эбу Давут, Эдеб, 11).

С точки зрения же внутренних процессов, человек в действиях начинает выражать благодарность только тогда, когда его сердце нацелено на поиск добрых или благих обстоятельств, которые происходят вокруг него. С этой целью сердце обращается к разуму, и разум начинает искать и анализировать всё, что может быть добрым и благим в его жизни. И когда разум утверждает и перечисляет тот огромный круг благ, которыми этот человек уже обладает, сердце приступает к волевому шагу – к признанию того, что всё это у него есть. Вот так, видя вокруг столько хорошего (например, способность моргать или способность поднимать руку после инсульта), человек, переполненный теплом и любовью, начинает благодарить за это и Аллаха, и тех людей, которых Он сделал причиной.

Но если человек алчный, то он нацелен не на те блага, которыми он уже обладает сам, а на те блага, которыми обладают другие. Поэтому, все его мысли попадают в тюрьму «чужих благ». И единственным способом вырваться из этой тюрьмы и обрести душевное спокойствие, становится благодарность. А иначе ловушки шейтана не заставят себя долго ждать, и очень скоро такие нравственные раковые опухоли как зависть и гордыня начнут поражать сердце и лицо такого человека. 

 

РУСЛАН Абдуллаев