Хадж
Таким образом, паломничество объединяет мусульман мира в одно международное братство. Более двух миллионов человек исполняют хадж каждый год, и обряд служит силой объединения в Исламе, примиряя выходцев из разных сред в едином поклонении. В мусульманских обществах верующий после совершения паломничества называется ‘хаджи’.
Хадж – это приглашение от Создателя всего сущего, Покровителя всех миров Всевышнего Аллаха! И, находясь в здравом уме, имея материальную возможность и достаточное здоровье, верующий в Единого Создателя, должен спешить воспользоваться приглашением Аллаха и совершить хадж.
Ступить на землю, которой касалась нога Пророка всех народов Мухаммеда, мир ему и благословение Аллаха. Попить воды из святого источника Зем-Зем, чудесным образом напоившего и спасшего сына пророка Ибрахима пророка Исмаила; совместно с верующими, прибывшими из разных концов света, совершить «таваф» – обход вокруг Каабы – насколько же прекрасен этот вид поклонения Всевышнему Аллаху!
Пророк говорил о хадже: «Хадж смывает грехи так же, как вода смывает грязь».
Всевышний Аллах ежегодно избирает из числа людей определённое количество и внушает им своё приглашение к хаджу. Избранники, почувствовав в душе божественный призыв, начинают готовиться и материально, и духовно. И при наступлении соответствующего времени, стекаются в Мекку кто на самолётах, кто на верблюдах, а кто и пешком. Все эти избранники, вставшие на путь хаджа, движимы любовью к Аллаху, к Исламу.
Сказано о них в Благородном Коране: «И возвести среди людей о хадже, чтобы они прибывали к тебе пешком и на всяких тощих от усталости (верблюдах), которые прибывают из всякой глубокой долины (отдаленных поселений), чтобы свидетельствовать о полезном им и поминать имя Аллаха в определённые дни над дарованными им жертвенными животными. Ешьте из этого сами и накормите нуждающегося бедняка!» (Коран, 22: 27-28)
Святая наша мать Айше как-то спросила у Пророка: «Считается, что джихад на войне – величайшее поклонение Всевышнему. Но мы, женщины, не можем участвовать в военных действиях, как же нам быть?» На что Посланник ответил: «Лучший джихад (для женщин) это принятый Аллахом хадж». Люди, не имеющие возможности совершить джихад на поле боя по причине возраста или состояния здоровья, а также женщины получают от Аллаха за совершение хаджа такой же саваб, как и те, что сражались на поле боя.
Ниспосылая Адама (мир ему) на Землю, Всевышний сказал ему, что вместе с ним опускает священный дом, вокруг которого нужно совершать обход, также совершать возле него намаз. При Потопе, во время пророка Нуха (мир ему), этот храм был вознесен на небо. Совершая хадж, пророки не знали, в каком месте находилась Кааба. Место это определил Пророк Ибрахим (мир ему) и, собрав камни с гор построил со своим сыном Исмаилом здание Каабы.
Для совершения паломничества в Мекку духовный багаж ещё более важен, нежели материальный. А это – любовь и искренность. Спаси нас Аллах от всяких раздоров, не соответствующих этим святым местам. Чрезвычайно важно при хадже избегать всего, что не соответствует духу Ислама. Всё это необходимо мусульманину и на протяжении всей жизни, однако во время хаджа нужно быть особенно внимательным.
В течение года, кроме дней совершения хаджа, возможно совершение “малого паломничества” или умре. Выполнение умре не снимает обязанности совершения хаджа. Совершение умре подобно совершению хаджа, и паломники имеют выбор выполнения умре отдельно или в комбинации с хаджем. Как и в хадже, паломник начинает умре принимая состояние ихрама. Они входят в Мекку и обходят вокруг святыни Kaaбы семь раз. Можно коснуться Черного Камня, если получится, молиться позади Места Ибрахима (мир ему), пить святую воду из источника Зем-зем. Прохождение между холмами Сафа и Mерве семь раз и стрижка или бритье головы завершают умре.УСЛОВИЯ ХАДЖА
1. Быть мусульманином.
2. Быть дееспособным.
3. Быть совершеннолетним.
4. Быть свободным (не заключенным).
5. Иметь необходимые средства для совершения хаджа. Средств этих должно быть достаточно и на полное обеспечение семьи на весь этот период, и на хадж, вплоть до возвращения назад.
6. Совершение хаджа в определённый срок. А это – день Арефе (день перед праздником Курбан-Байрам) и 4 праздничных дня – всего 5 дней.
7. Необходимо иметь здоровье, позволяющее совершить хадж.
СТОЛПЫ ХАДЖА
1. Вхождение в ихрам.
Ихрам – это не только облачение мухрима (человека, входящего в ихрам) в 2 куска белой бязи. Это – состояние души. Мусульманин задолго до этого готовится духовно. В ихрам входят с намерением отказаться от ряда вещей, запрещённых при хадже. Одним куском белой материи нужно обернуть себя от пояса и ниже (до щиколотки). Другой кусок бязи накидывается на плечи. Нельзя завязывать узлом, или использовать бечёвки. Перед совершением тавафа, один конец верхней части ихрама пропускаем под правым плечом и укладываем оба конца на левом плече – это является сунной. Перед вхождением в ихрам в пункте микат совершается 2 рекята намаза и, принимая намерение вхождения в ихрам, произносится тельбие: «Леббейк Аллахумме леббейк. Леббейк, ля шерике леке леббейк. Иннель-хамде вен-нимете леке вель-мульк. Ля шерике лек». – «Вот я перед Тобой, о, Аллах, вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, о, Аллах и нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой! Поистине, хвала Тебе! И милость принадлежит Тебе и владычество! Нет у Тебя сотоварища!»
Желающим посетить Пресвятую Мекку с целью хаджа, умры, торговли и т.п. необходимо в местах «микат» войти в ихрам. Эти места расположены вокруг Мекки. Если же кто-либо проехал или прошёл это место, не войдя в ихрам, ему следует вернуться для совершения этого. В противном случае, придётся делать дополнительное жертвоприношение – курбан. После облачения в 2 куска белой бязи, паломнику необходимо соблюдать некоторые условия.
Запрещено в ихраме: охотиться на диких животных; надевать шитую одежду; брить какую-либо часть тела; входить в половые отношения. Не разрешено также спорить, ругаться, драться; использовать пахнущие средства; стричь ногти; одевать какую-либо другую, не разрешенную обувь (обувь должна быть с открытым верхом); надевать перчатки или чулки; ломать дикорастущие деревья, рвать растения и т.п. Нарушители установленных запретов (неважно, знали они об этом или нет), обязаны принести в жертву барана. Причём, нарушителям нельзя будет есть мясо этого курбана, так как данное жертвоприношение – это мера наказания.
Разрешено в ихраме: надевать обувь с открытым верхом; удалять зуб; принимать душ (купаться); при отсутствии белой бязи, использовать для ихрама цветную. Можно уничтожать мух, блох, вшей, мышей, крыс; когда дикие животные (ядовитые змеи, скорпионы, волки и т.п.) угрожают жизни или здоровью людей, убивать их. Разрешено укрываться от солнца под зонтом или т.п. (но, не нельзя покрывать голову); надевать пояс с кошельком, носить кольцо (по сунне); рвать зелень, выращенную людьми; носить оружие за поясом или на привязи, для сражения с разбойниками или другим врагом, мешающим свободному исполнению паломничества в Мекку. Женщины совершают паломничество с покрытой головой. Им разрешается закрывать лицо, но с условием, что ткань не должна касаться кожи лица. Они могут носить шитую одежду, мест (обувь, которую можно обтирать при омовении, не снимая с ног), чулки. Могут также носить и украшения, но скрытые одеждой.
2. Стояние на Арафате.
Стояние в местности Арафат означает, что каждый паломник в день Арефе (за день до праздника Курбан-Байрам) должен стоя совершать дуа Всевышнему Аллаху до полного заката солнца.
3. Обход вокруг Каабы.
Обход вокруг Каабы (Таваф-и зиярет). Каждый паломник, называемый «хаджи», обязательно должен обойти вокруг Каабы 4 раза – это для него фарз. Совершение ещё 3-х обходов необходимы – ваджиб. Всего нужно совершить 7 обходов. Не разрешается обход за пределами Запретной Мечети.
Так как, из-за огромного скопления людей, есть большая верояность того, что паломник коснется женской руки, последователям мезхеба Шафии лучше принять намерение совершить таваф по мезхебу Ханефи или Малики. Также надо учесть, что обход совершается после принятия намерения, и после стояния на Арафате. Если при совершении обхода или сая будет услышан призыв к молитве – эзан, нужно остановиться и совершить намаз. После намаза можно продолжить таваф или сай.
ВИДЫ ХАДЖА
1. Хадж «ифрад». – Входят в ихрам с намерением совершить только хадж.
2. Хадж «киран». – Входят в ихрам, с намерением совершить и хадж и умре. Вначале, до наступления дней основного хаджа, совершаются таваф и сай, с намерением совершить умре. После этого, не выходя из ихрама и не постригаясь, уже в дни хаджа совершаются повторные таваф и сай. Саваб за хадж киран выше, чем за 2 других.
3. Хадж «теметту». – Входят в ихрам в сезоне хаджа (месяцы Шевваль, Зулькаде и первые 10 дней м-ца Зульхиджа) с намерением совершить умре. После тавафа и сая стригутся и выходят из ихрама. Не возвращаясь домой, вновь входят в ихрам не позже дня «тервие» (8-ой день месяца Зульхиджа) и далее совершают хадж ифрад. После тавафа, вновь совершается сай. Исполняющим хадж киран и хадж теметту весьма желательно совершить жертвоприношение в благодарность Всевышнему Аллаху. Если они такой возможности не имеют, то должны поститься 10 дней (7-ой, 8-ой, 9-ый день месяца Зульхиджа и ещё 7 дней после праздника Курбан-Байрам). Умре совершается в любой день и месяц сезона хаджа кроме 5 (пяти) дней, когда исполняется сам хадж. Как было сказано выше, для совершения умре необходимо выполнить условия: ихрам, таваф, сай, бритьё или стрижка волос.
1. После тавафа, совершённого по прибытии в Мекку, необходимо совершить Сай – хождение между холмами Сафа и Мерве. Без тавафа, сай не является действительным (сахих).
2. При возвращении с Арафата, сделать остановку в Муздалифа.
3. В местечке Мина три дня в трёх разных местах бросать камушки в шайтана.
4. Перед выходом из «ихрама» необходимо обрить 4-ую часть головы или срезать не менее 3-х сантиметров волос. У кого нет волос и нет возможности брить голову (по причине болезни), проводят бритвой над головой, не касаясь ран. Женщины голову не бреют, а лишь слегка стригут волосы.
5. После захода солнца ещё некоторое время оставаться на Арафате (даже если нарушено омовение). Человеку, оставившему Арафат до захода солнца, необходимо сделать жертвоприношение.
6. Совершить ещё 3 дополнительных обхода вокруг Каабы после 4-х обязательных. Оставаться на ночёвку в долине Мина после Таваф-и зиярат – обхода вокруг Каабы, по мезхебу Ханефи является Сунной.
7. При тавафе – обходе, всё тело должно быть в состоянии ритуальной чистоты.
8. Одежда должна быть чистой.
9. При обходе оставлять пространство «Хатим» с внутренней стороны. Хатим – пространство между северной стеной Каабы и ограждением в виде полукруга с той же стороны.
10. При обходе, Кааба должна быть слева.
11. Совершить таваф до захода солнца третьего дня праздника.
12. При обходе, закрывать части тела, запрещённые для показа. Этот пункт особенно важен для женщин.
13. Сай надо начинать с холма Сафа. С этого холма спускаемся к Каабе. Здесь произносим «такбир»- Аллаху Акбар; «тахлил»- Ля иляхи илля-л-Лаху и «салават». Затем, подняв обе руки до уровня плеч и открыв ладони к небу, обращаемся с просьбой к Аллаху – дуа. После этого поднимаемся на холм Мерве. Всего совершить таких переходов от Сафы до Мерве надо 4 раза, а от Мерве до Сафы – 3 раза.
14. После каждого тавафа, совершать 2 рекята намаза в пределах «Запретной Мечети».
15. Бросание камней в шайтана должно происходить в праздничные дни.
16. Совершать пострижение в первый день праздника и в пределах «Запретной Мечети».
17. Сай исполнять в форме ходьбы. Между 2-мя столбами мужчины передвигаются быстро.
18. Исполнители хаджа «Киран» и хаджа «Таматту» делают жертвоприношение.
19. Делать жертвоприношение в 1-ый день праздника.
20. До стояния на Арафате не совершать строго запрещённых действий. Иначе, хадж будет нарушен. Не совершение остальных запретных действий до выхода из ихрама – ваджиб.
Нарушители вышеперечисленных условий (вне зависимости от того, знали они об этих условиях или нет), обязаны сделать жертвоприношение или дать милостыню фитр-садака. Не считается нарушением, если причиной этих нарушений являются старость, болезнь или слишком большое стечение народа. Женщинам в дни известных «периодов» нельзя находиться на территории «Запретной Мечети» и совершать таваф. В это время им можно совершать другие действия хаджа. Таваф же можно совершать только после очищения. Хаджи, не успеваюший совершить очередные рукны хаджа днём, может их исполнить этой же ночью.
Разрешается совершать обязательные и дополнительные намазы самостоятельно или с джемаатом в Каабе. В случае, когда совершается совместный намаз, стоя вокруг Каабы (наподобие кольца), то, можно стоять ближе к Каабе, чем имам. Кроме тех, кто стоит слева и справа от имама.СУННА ХАДЖА
Исполнение этих одиннадцати условий весьма желательно:
1. Мусульмане, живущие дальше мест «Микат» (место вхождения в «Ихрам»), по приезде в Мекку сразу же должны совершить «таваф-и кудум»- предварительный обход. При виде Каабы сразу произносить: такбир – «Аллаху акбар», тэхлил – «Ля иляхи илля-л-Лаху» и дуа – просьба к Аллаху. Мужчины дотрагиваются до камня «Хаджар-уль-эсвед» рукой и лицом. Но это по возможности. Если трудно подойти, то издали поднимают руки и со словами «Би-сми л-Лахи! Аллаху акбар!» проводят ладонями по лицу. После обхода «таваф-и кудум» и совершения 2-х рекятов намаза, исполняется сай между холмами Сафа и Мерве. После этого находятся в Мекке, не снимая ихрам и до дня «Тарвиййа» совершают дополнительные обходы вокруг Каабы. Те, кто принимал намерение совершить хадж «Ифрад» или хадж «Киран» должны бережно относиться к ихраму, так как они не будут снимать ихрам до бросания камней и бритья головы. Тем, кто не уверен, что сможет сберечь в чистоте свой ихрам, лучше совершать хадж «Таматту». Кстати, проходить перед молящимися в «Запретной Мечети», не является грехом.
2. Обход вокруг Каабы — таваф начинать и заканчивать у камня «Хаджар-уль-эсвед». При подходе к камню «Хаджар-уль-эсвед», поднимаем руки кверху и произносим «Аллаху Акбару». Затем, опустив руки, читаем: «Ла иляха илля-л-Лаху вальхамду ли-ль-Лахи. Аллахумма салли ала Мухаммадин ва али аляа Мухаммад». После этого, если есть возможность, целуют камень, или, дотронувшись до камня ладонью правой руки, целуют ладонь. Если невозможно и это, то, подняв руки вверх, обращают ладони к камню и читают молитву: «Аллахумма иманен бика ва тасдикан бикитабика ва вефаэн биахдика ват-тибаан лисуннати набиййика Мухаммадин салляа-Ллаху таала алейхи ва саллям». У дверей Каабы читаем: «Аллахумма инна хазаль-байте байтука. Вал-харама харамука вал-амна амнука. Ва хаза макамул-ази бике минан-нари фа харрим люхумана ва башаратана ален-нар». После семикратного тавафа просим Аллаха: «Аллахумма иннака та’лему сирри ва аланиййати факбил ма’зирати ва та’ламу хаджати феа’тини су’ли. Ва та’ламу ма фи нафси фагфир ли зюнуби. Аллахумма инни ас’алюка иманан юбаширу калби ва йакинан садикан хатта а’лама аннеху ла йусибуни илла ма катабта ли ва ридан бима касамта ли».
3. Чтение имамом хутбы в 3-х местах. Первый раз в 7-ой день месяца Зуль-хиджа в Мекке; Второй раз — в 9-ый день на Арафате перед полуденным и послеполуденным намазами; и третий раз – в 11-тый день в долине Мина. На Арафате сразу после хутбы читаются совместный полуденный и послеполуденные намазы. Не успевшие на совместный намаз, читают обе молитвы в послеполуденное время. После молитвы в мечети «Намра» все идут в место «Маувкиф», где совершают Вакфа — «стояние на Арафате» в сторону Киблы. Выходить из Мекки с целью посещения Арафата нужно в день «Тарвиййа»- 8-ой день месяца Зуль-хиджа, после утреннего намаза. Из Мекки нужно вначале идти в долину Мина.
4. Оставаться ночевать в долине Мина в ночь на 9-ое, 10-ое, 11-ое и 12-ое число месяца Зуль-хиджа.
5. Из долины Мина отправляться на Арафат после восхода солнца.
6. Проводить ночёвку в ночь на 9-ое число месяца Зуль-хиджа в местечке Муздалифа. По прибытии из Арафата в Муздалифу до наступления темноты читаются друг за другом совместный вечерний и ночной намазы. Паломникам, уже совершившим вечерний намаз на Арафате или в пути, лучше повторно исполнить эту молитву в Муздалифе. Не успевшие на совместный намаз, читают вечерний и сразу за ним ночной самостоятельно.
7. После ночёвки в Муздалифа, нужно встать на рассвете и, сразу же исполнив утренний намаз, до полного рассвета совершить стояние – вакфе в месте, называемом «Меш’ар-уль-харам». Сразу же, до восхода солнца, отправляемся в долину Мина. Прибыв в долину Мина и найдя место под названием «Джамара-и Акаба» (оно находится в самом дальнем месте от мечети «Масджид-и Хиф»), большим и указательным пальцем правой руки бросаем семь (7) камней величиной с горошину под стену, которая указывает место «Джамара…». Стоять к этому месту нужно не ближе двух с половиной (2,5) метров. Засчитываются и те камушки, которые попали на нужное место, отскочив от стены или от кого-либо. Бросание камней разрешено до рассвета следующего дня. Но лучше всего закончить до полудня – это сунна.
8. После этого, не задерживаясь, уходим. Паломникам, прибывшим издалека и совершающим хадж «Ифрад», жертвоприношение не обязательно. Совершающие хадж «Киран» и хадж «Таматту» идут делать жертвоприношение. После обряда жертвоприношения совершается бритьё или стрижка головы и снятие ихрама. Те паломники, которые в праздничный день находились в долине Мина, не совершают праздничного намаза. Затем, в этот день или на следующий, или в третий день паломники идут в Мекку с намерением сделать Таваф-и зиярат. Этот таваф, совершаемый по возвращении с долины Мина, также называют Таваф-и ифада и совершение его обязательно. Нежелательно откладывать обход вокруг Каабы и бритьё головы до захода солнца третьего дня праздника. Если таковое с кем-то случится, надо будет делать дополнительное жертвоприношение. До этого времени можно совершать таваф и вместо другого паломника, который потерял сознание, лишился чувств, памяти и т.п. Если паломник для этого тавафа ранее совершал сай, то теперь не надо делать ни Сай, ни Ремэл (особый способ ходьбы при тавафе). Если ранее сай не был совершён, то его надо будет исполнить.Совершив таваф и намаз, паломник идёт в Мину. Полуденный намаз делает в Мекке или в Мине. На второй день праздника после полуденного намаза в Мине читается хутба, а затем в трёх разных местах бросают по семь (7) камней. Начинают с места, которое ближе к мечети «Масджид-и Хиф». На третий день также бросают по семь камней троекратно. Итого, с первыми 7 камешками, получится сорок девять (7+21+21=49) камней. Нельзя эти камушки бросать раньше полудня. Во всяком случае, весьма нежелательно. На третий день до захода солнце оставляем Мину. Желающие заслужить ещё большую благость Всевышнего Аллаха остаются на четвёртый день в Мине, и от рассвета до захода солнца, в желаемое время, бросают дополнительно 21 камень. Внимание! Если же паломник останется в Мине до рассвета четвёртого дня и уйдет, не совершив бросания камней, то, в качестве наказания ему надо будет сделать дополнительное жертвоприношение. После бросания камней в первом и во втором месте, паломники поднимают руки до уровня плеч и, обратив ладони к небу, излагают просьбу к Всевышнему Аллаху – дуа. Эти 70 камней, величиной с горошину, которые паломник намеревался бросать в шайтана, он собирает в Муздалифе или по дороге в Мину. Можно совершать бросание камней сидя верхом на животном. После возвращения в Мекку и совершения обхода вокруг Каабы (этот обход называется «Таваф-и садр»или «Таваф-и веда»), паломники пьют воду из колодца Зем-Зем и читают дуа: «Аллахумма инни эс’алюка илмен нафиан ва ризкан васиан ва шифаэн мин кулли даин ва сакам»; если есть такая возможность, целуют порог Каабы, дотрагиваются грудью и правой щекой части стены Каабы, называемой «Мультазам» (между дверью и камнем «Хаджар-уль-эсвед»). Затем, взявшись руками за покрывало Каабы, читают на память из Корана и излагают свою просьбу к Всевышнему Аллаху. Наиболее богобоязненные паломники после этого выходят за ворота со слезами на глазах. Мина находится восточнее Мекки. Муздалифа восточнее Мины и Арафат восточнее Муздалифы. Расстояние по современным асфальтовым дорогам между этими пунктами следующие: между Миной и Меккой – 4,5 км.; между Миной и Муздалифой – 3,3; Муздалифой и Арафатом – 5,4; между холмами Сафа и Марва – 330 метров (в наст. вр. — террит. мечети); между верхним ярусом холма Сафа и Каабой – 70 метров.Перед стоянием на Арафате необходимо совершить полное ритуальное омовение (Гусл).
9. При последнем возвращении из Мины в Мекку, вначале необходимо посетить местечко Эбтах и немного там постоять. После этого возвращаемся в Мекку и остаёмся там насколько возможно. Перед совершением хаджа мусульманину нужно спросить разрешение у не нуждающихся родителей и находящихся под его опекой людей. Если родители или жена не обеспечены средствами к существованию, то без их разрешения, или их полного обеспечения отправляться в паломничество запрещено. Весьма желательно пройти в Мекку через ворота «Му’алла», а в Мечеть через «Баб-ус-Салам» и сделать это днём. Не исполнение этих одиннадцати положений сунны не влечёт за собой наказания и не является грехом. Влечёт лишь уменьшение благости Всевышнего Аллаха в целом за всё паломничество. В случае, когда день Арафе (9-ый день месяца Зуль-хиджа, предпраздничный день) совпадёт с Пятницей, то ценность хаджа инша-ал-Лаху возрастает в 70 раз! Посещение могилы Пророка, в Пресветлой Медине. В книге «Асхаб-и Кирам» говорится, что после совершения обязательного хаджа необходимо посещение в городе Медине священной могилы Пророка Мухаммеда, мир ему и благословение Аллаха. В книге «Дурр-уль-мухтар» даётся разъяснение, что если хадж дополнительный, то паломник посещает вначале тот город, который первым окажется на пути следования. При входе в Медину необходимо сразу же принять намерение посетить могилу Пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Один намаз, совершённый в Мечети Пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) более ценен, чем тысяча намазов, совершённых в других местах. Также оцениваются пост, милостыня, зикр и чтение Священного Корана в этой мечети. Перед входом в Медину не надо облачаться в ихрам. Запреты, касающиеся паломников в ихраме при посещения Мекки, здесь не являются запретами. Перед въездом (входом) в город или, по крайней мере, перед посещением мечети, произвести полное омовение. Одеться в чистое, новое бельё и одежду. Надушиться безалкогольной цветочной водой. Весьма желательно войти в город пешком. Разместив свои вещи, паломник идёт в мечеть Пророка Аллаха. Памятуя высокую значимость этих святых мест, идет, потупив голову, размышляя о бренности этого мира. Движение начинает со словами: «Бисми-л-Лахи ва аля миллати расули-л-Лахи» и читает 80-тый аят суры Исра, ниспосланную в ночь Хиджры. Затем произносит салаваты, ежедневно читаемые в намазе, и со словами «Вагфир ли-зунуби вефтах ли эбвабе рахматика ва фадлика», подходит к мечети. Войдя в мечеть с правой ноги через двери «Баб-и Салам» или «Баб-и Джибрил», читает дуа «Аллахумма салли ала Мухаммадин ве аляа али Мухаммад. Аллахуммагьфирли вефтахли эбвабве рахматика ва абтаги мердатика» и совершает два рекаята намаза приветствия мечети (Тахиййатуль-масджид) возле минбара. Стойка минбара должна быть со стороны правого плеча. Пророк Мухаммед, мир ему и благословение Аллаха, читал молитву именно в этом месте. После молитвы «Тахиййат-уль-масджид», исполняем ещё два рекята намаза шукр (молитва благодарения Всевышнему Аллаху) и обращаемся с просьбой к Создателю миров – дуа. Затем, с чувством глубокого уважения к данному месту, степенно проходим к могиле Пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Эта комната называется «Худжра-и Саадат». Здесь останавливаемся напротив стены «Муваджаха-и шариф», примерно в двух метрах от расположения священного лика Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). В это время Кибла остаётся сзади. Стоим, покорно опустив голову, и читаем: «Ассаламу алайка аййуханнабиййу ва рахмату-л-Лахи ва баракатаху алайка йа саййиди йа расуля-л-Лахи. Ассаламу алайка йа хабиба-л-Лахи», представляя себе, что Пророк нас видит и слышит наши приветствия, и отвечает нам, и говорит «Амин». После этого передаём приветствия, порученные нам нашими близкими и знакомыми и, произнеся салаваты, обращаемся с просьбой к Аллаху – дуа. Затем, сдвинувшись вправо примерно на метр к месту захоронения Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, приветствуя его, произносим: «Ассаляму алейке йа халифата Расуля-л-Лахи…». После мольбы, сдвигаемся ещё около метра вправо и, приветствуем Умара, да будет доволен им Аллах, мол, указанной выше. После этого, обращаемся с просьбой к Аллаху за себя, за родителей, за тех, кто об этом просил нас и за всех мусульман. Затем, снова возвращаемся к месту упокоения Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) читаем опять ту же мольбу, произносим покаяния (тевбе) и обращаемся с просьбой к Аллаху. После дуа идём к столбу покаяния. Здесь, а затем в мечети Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) восстанавливаем пропущенные или читаем дополнительные намазы, каемся, обращаемся с просьбой к Всевышнему Аллаху. В остальное время посещаем мечети «Масджид-и Куба» и «Масджид-и киблатайн»; кладбище «Баки», где захоронены шахиды – герои битвы при Ухуде и другие священные места Медины Лучезарной.