Фитра | ЦРО ДУМК

Пятница

26

апреля

17
Шевваль
1445 | 2024
Утр.4:00
Вос.5:29
Обед.12:46
Пол.16:35
Веч.19:52
Ноч.21:21
Времена намазов
Календарь 2024

Намаз

Фитра

Опубликовано:

Одним из вопросов исламского вероучения, традиционно рассматриваемым в мусульманском богословии (науке келям), в том числе в матуридитской богословской школе является вопрос фытрата (фитра). Этот термин в исламском богословии обозначает природу человека, его естество.
Учёные появившегося по историческим меркам в недавнее время ваххабитского течения в Исламе, обосновывая свои воззрения, подвергают критике устоявшееся мнение суннитских учёных матуридитсткой богословской школы, к которой традиционно относят себя большинство тюркских мусульманских народов, в том числе крымские татары. Ответом на критику в одном из таких вопросов и является данная статья.
Один из ваххабитских учёных, Мухаммед Эль-Хумеййис, доктор богословия в исламском университете имени Имама Мухаммада бин Сауда так подытожил общее мнение этого течения в своей книге «Менхеджу’ль-матуридиййе филь-акыде» («Метод матуридитов в исламском вероучении»):
«Если бы люди были оставлены сами на себя, без какого либо внешнего влияния, то все бы были мусульманами, т.к. это соответствует здравому фытрату, его естеству …», далее он продолжает: «человек не нуждается в правилах науки келям (богословия) и методах аргументации философов, чтобы достичь до утверждения существования Аллаха, ибо, поистине, эта вещь (существование Аллаха), была вложена человеческой душе и разуму».
Этими словами автор хочет сказать, что нет нужды в изучении науки келям, ибо доказательства существования Аллаха вложены в человеческую природу, что называется фытрат. Мало того, приверженцы ваххабитского течения говорят, что все вопросы акыды связаны с фытратом, поэтому можно заметить, как они нередко аргументируют вопросы вероучения понятием фытрат.
И обычно они используют в качестве аргументации аят «…по устроению (фытрату) Аллаха, который устроил людей так», а также хадис, в котором говорит Пророк, мир ему: «Любой новорожденный рождается на фытрате, а затем его родители либо делают его иудеем, либо христианином либо меджусом…», и они не приводят продолжение хадиса, которое мы приведём дальше.
Также они приводят хадис кудси: «Поистине, Я создал всех своих рабов единобожниками, а затем к ним пришли их шейтаны и отвернули от их религии».
Итак, обозначим позицию матуридитского мезхеба в вопросе фытрата и ответим на критику ваххабитов в этом вопросе.
Известный исламский суннитский богослов из Иордании, Саид Фуда, доктор в области исламской теологии, относящий себя к эшаритской школе, в опровержение книги вышеуказанного ваххабитского автора Мухаммада Хумаййиса написал свой труд «Накд ве таквим» («Критика и оценка»), в которой, в частности рассмотрел вопрос, связанный с фытратом.
Во-первых, он привел значение слова фытрат (фитра) в арабском языке.
Ибну’ль-Фарис в «Макайис» да следующее значение слову «фытрат»: «оно указывает на открытие чего-то или обнаружение».
Также это значение упомянул Эр-Рагиб Эль-Исфахани в «Муфредат»: «фатара» это создание чего-либо в готовой форме».
Т.е. в языке фытрат – это придание готовой определённой формы. И этот языковой смысл и есть тот смысл, который подразумевается в вышеупомянутых аяте и хадисах. Аллах Всевышний создал людей в определённом образе и форме, и вложил в них силу, такую, что если бы они её использовали правильным образом, то это бы привело их к истинной религии, которой является Ислам. Поэтому сказал имам Исфахани: «фытратуллах – это то, что сконцентрировано в человеке из потенциальной силы, которая может привести к познанию имана».
Т.е. фытрат это вложенная сила (без влияния на создание чего либо), в виде милости Аллаха своему рабу. Когда раб использует этот фытрат правильным образом, Аллах создает в нём знание об Аллахе и Его религии. Это что касается понимания фытрата с точки зрения арабского языка. А что касается хадисов, которые упомянул автор, то ни он, ни его последователи не приводят этот хадис полностью. Это потому что они понимают, что окончание хадиса, опровергает тот смысл, который хотят вложить они.
Что касается окончания хадиса о фытрате, он передаётся в некоторых достоверных передачах у Муслима, а также Бейхаки, и также их упомянул Суюти в «Джамиу’с-сагыр». В них говорится, что Посланник Аллаха (с.а.с.) после слов «они делают его иудеем, либо христианином, либо меджусом» сказал: «если же родители были мусульманами, то и он мусульманин». И это продолжение хадиса ни один из ваххабитских авторов не привёл. В то время как она явно говорит о том, что ребёнок, подобно тому, как он попадает под влияние родителей-христиан, иудеев и меджусов, таким же образом попадает под влияние родителей-мусульманю. А это указывает на то, что в основе ребёнок не имеет религии и не попадает под хукм верующего или неверующего. Хукм, под который попадает ребёнок не является основным изначально, а является приобретённым из-за следования за родителями, либо же места проживания, окружающей среды и других причин, как это указывается в книгах по фикху.
Как говорит иорданский богослов: «По нашему мнению, этот вопрос настолько ясный, что он не нуждается в аргументации. Ибо их заявления о том, что фытрат в человеке дает знание человеку о существовании Аллаха, то это не чувствует в реальности никто из людей, и в том числе это не наблюдалось у них самих, когда они были детьми, также мы не видим этого в детях которые есть сейчас. Утверждать, что ребёнок выходит из чрева матери и знает о существовании Аллаха могут, поистине, лишь те, кто ослеплён фанатичностью к своему течению».
Что касается тех случаев, когда ребенок исповедует какие-либо воззрения в малом возрасте, то это лишь по причине следования за родителями, учителями и пр., потому что ребёнок рождается и приходит в этот мир с полным отсутствием какого-либо знания, но при этом у него есть способность приобретать эти знания посредством органов чувств и разума. Как это указывается в Коране, где Всевышний Аллах говорит: «Аллах вывел вас из чрев ваших матерей, и вы не знали ничего» (Сура «Нахль», 16/78 аят).
Этот аят отвергает наличие какого либо знания у ребёнка на момент рождения, хотя при этом у него есть фытрат. Это означает, что фытрат сам по себе не является знанием.
На это указывали исследователи из ранних и поздних учёных. Суть этого вложенного фытрата состоит в том, чтобы дать возможность человеку воспринимать и приобретать знания.
Очевидно, что понимание ваххабитским автором фытрата как изначально заложенных знаний о тевхиде и других вопросах акъыды, ложное.
Поэтому становится ясным, что изучение и обучение это обязательные вещи для человека, ищущего истину. Следовательно, наука Келям является необходимой наукой для утверждения постулатов религии, их осознания и защиты этих постулатов от сомнений оппонентов.

 

Амет Алиев