Ифта в интернет-пространстве | ЦРО ДУМК

Вс

19

мая

11
Зуль-къаде
1445 | 2024
Утр.3:16
Вос.4:59
Обед.12:45
Пол.16:44
Веч.20:20
Ноч.22:03
Времена намазов
Календарь 2024

Намаз

Ифта в интернет-пространстве

Опубликовано:

Часто мы ищем ответы на вопросы религиозного характера на просторах интернета и открываем самые популярные и рейтинговые ссылки. Однако кто стоит за ответом? Стоит ли относиться критично к вопросу выбора источника?
Термин «ифта» означает давать фетвы. А фетва – это ответ на вопрос в виде религиозно-правового заключения. Люди часто обращаются к малознакомым сайтам на исламскую тематику, читают статьи или просматривают видеоролики, где автор указан под псевдонимом с претенциозной приставкой «шейх» или не указан вовсе. Готовые ответы, подписанные именами «шейхов» пользуются спросом, однако содержание большинства из них оставляет желать лучшего. Возникает много вопросов в плане языка, стилистики, подачи материала, адекватности анализа, и, конечно, достоверности.
Способ дачи ответа в сетях интернета, в подавляющем большинстве случаев, банален – это перепечатка. Многие сайты, блогеры или активные интернет-пользователи не обладают необходимым интеллектуальным и научным ресурсом, чтобы самим изучить вопрос. Но при этом очень хочется «послужить» Исламу, а к тому же это привлечение рейтингов и «паствы». Нечего ей, «пастве», пастись на других интернет-ресурсах и получать знания у других шейхов. «Чем я не шейх?!», – задаётся вопросом очередной «радетель» Ислама и начинает научные изыскания по методике копипаст.
Но проблема в том, что копипастить тоже нужно уметь, ведь фетвы, выданные, например, в ЮАР, Иордании или Саудовской Аравии могут не соответствовать региону проживания «шейха». Элементарно могут отличаться исторически сложившиеся стереотипы мышления, культура, традиции, менталитет, мазхаб, законодательство, специфика социально-культурных взаимоотношений и география проживания. Все эти моменты должны учитываться при вынесении фетвы.
Ещё одна проблема в том, что порой даже институты по фетвам говорят то, что не совсем соответствует действительности, как в случае с сетевым маркетингом, когда последний путают с финансовой пирамидой и начинают раздавать запреты направо и налево. Придумывая и приписывая сетевому маркетингу то, чего там нет, а именно проценты, гъарар, нетрудовой доход, невозможность возврата, невыплату налогов и т.д. Но при более детальном изучении обнаруживается, что всё это надумано и преувеличено.
Некоторые «шейхи» пытаются аятами и хадисами опровергать общеизвестные научные факты, например, шарообразность Земли, вращение Земного шара вокруг своей оси, движение Солнца, а также молекулярное изменение свиных ингредиентов в желатине и многое другое. Читаешь фетвы, а там аяты и хадисы, высказывания табиинов, правоведов и хадисоведов, а также проповедников всех времён и народов, нет только специалистов в данных областях. Ведь сотни слов дилетантов не сравнятся с одним словом специалиста в конкретной области. Ну почему бы просто не обратиться к мнению астрономов и астрофизиков, которые посвятили изучению небесных тел всю свою жизнь!? Почему бы не выслушать инженера-технолога по производству желатина и не получить результаты лабораторных исследований на предмет изменения химического состава ингредиентов данного вещества. Разве не от этого зависит, произошла «истихаля» или нет?! Каким образом шейхи в советах по фетвам, сидя в кожаных креслах, определяют, изменилось ли молекулярное строение?! Разве не логичнее приложить результат химического анализа, и на основании сего документа сделать выводы. Ведь всё сразу станет ясным и понятным. Но нет, мы будем пытаться доказывать трансформацию химического состава молекулы свиного коллагена хадисами!
И всё это перепечатывается без осмысления, без адаптации к региональным особенностям. Естественно, люди нуждаются в своевременной и квалифицированной помощи в приобретении знаний. Возможно, в некоторых случаях не нужно изобретать велосипед, а можно просто поделиться, процитировать, в конце концов, перепечатать. Однако, учитывая огромное количество информации на просторах интернета, необходимо уметь разбираться и ориентироваться в этом море фетв и суждений, которые далеко не всегда соответствуют научным критериям и региональным особенностям ищущего ответ. Следовательно, такой ответ ему не подходит и создаст дополнительные необоснованные трудности, которых при правильном подходе можно было бы избежать.
Проблема в том, что всё это отражается на Исламе. Ведь мы не свою теорию распространяем, а преподносим религию Всевышнего Аллаха. И если, вследствие излишнего затруднения или ужесточения, человек отвернётся или неокрепший разуверится, разочаруется, разве Всевышний не спросит с нас? Если мы дадим неправильный ответ, не разобравшись в вопросе, кто будет отвечать за последствия? Вспомним, как Посланник Аллаха (с.а.с.) разгневался на тех, кто дал неверную фетву и человек умер. Он сказал: – Они убили его! А скольких убили смелые муфтии, шейхи и муллы?
Конечно, ответственность следует и за другую крайность, когда непомерно смягчается иное положение религии. Ведь это выход за рамки дозволенного. Поклонение не будет приниматься, если не выполняются определённые условия. Кто будет отвечать за непринятые поклонения вследствие неправильной фетвы?! Конечно же, муфтий, который выдал такую фетву и тот, кто распространял её. Поэтому Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Самый смелый из вас давать фетвы – это самый смелый перед огнём»!

 

ИСМАИЛ Кескин