Каково предназначение гнева? | ЦРО ДУМК

Пн

29

апреля

20
Шевваль
1445 | 2024
Утр.3:54
Вос.5:24
Обед.12:45
Пол.16:36
Веч.19:56
Ноч.21:27
Времена намазов
Календарь 2024

Намаз

Каково предназначение гнева?

Опубликовано:

 

В одном из хадисов, переданным сподвижником Абу Хурайрой (радыаллаху анх), рассказывается следующее: один человек как-то подошел к Пророку Мухаммеду (с.а.в.) и сказал: «Дай мне наставление!». И Пророк ответил ему: «Не гневайся!». Получив ответ, этот человек снова несколько раз попросил у Пророка наставления. А Пророк Всевышнего каждый раз давал ему один и тот же ответ: «Не гневайся!».

Как известно слово «гъадаб» в арабском языке имеет такие смыслы как гнев, враждебность, злоба, жестокость, желание мести, агрессия. Фактически, эти эмоции (если не использовать их во вред) — являются силой, предотвращающей негативное давление на человека извне, а также стимулирующей его быть осторожным и предусмотрительным перед какой-либо опасностью. Это чувство дано Всевышним Аллахом человеку для того, чтобы он мог защищать себя от внешних отрицательных раздражителей. Защита своей жизни, чести, достоинства, имущества, семьи и родины; умение быть сильным и мужественным, бороться до конца, когда это необходимо – всё это возможно благодаря этому чувству.

Не каждый понимает, что гнев и злость, также как и другие чувства, имеют свое предназначение. Некоторые люди испытывают страх перед тем, чего не стоит бояться; мнительность и сомнения овладевают ими и их жизнь становится невозможной из-за постоянного чувства тревожности, и это уже близко к трусости. А другие вспыхивают гневом, даже тогда, когда на это нет никаких оснований. Они вскипают, проявляют жестокость и агрессию даже в самых незначительных ситуациях, не думая о последствиях. Необдуманно и неосторожно пытаются вмешаться в любое дело и, не оглядываясь, бросаются в самый центр заведомо катастрофических и бедственных ситуаций. Этот опрометчивый героизм и слепая храбрость называются бесстрашием и является прямой противоположностью трусости. В то время, когда у гнева есть своя «золотая середина» —  чувство гнева, являясь источником враждебности, ненависти, мести, жестокости, обиды и злобы, служит на благо когда принимает в характере рассудительного и здравомыслящего человека необходимую форму – будь то мужество, предусмотрительность или решительность. Таким образом, чувство гнева — часть нашей человеческой сущности, в которую оно вложено для выполнения очень важных задач.

И поэтому, слова Пророка (с.а.в.) «Не гневайся!», сказанные сподвижнику, просящему наставления, являются для нас очень важным предупреждением. Ибо гнев — одно из самых слабых мест в характере человека. Ведь, тех, кто может мудростью ответить на грубость, взвешенно отреагировать на раздражитель и при этом, избежав крайностей, держаться «золотой середины» очень мало. Эта способность напрямую связана с силой воли и старанием.

По существу, гнев — это временное помешательство. Если в момент, когда человек вспыхивает злобой, врач-психиатр, если будет возможность провести психоанализ, оценит его поведение, его состояние как одно из проявлений шизофрении. Потому что чрезмерная агрессия — катастрофа для рассудка, бросающая разумное существо в пропасть безумия и превращающее его в дикого зверя. Ибо гнев заменяет сознательность и понимание на неконтролируемые эмоции и раздражения, выбрасывает человека из круга человечности.

 

Нужно научиться направлять гнев в правильное русло

С другой стороны, слова, сказанные в упомянутом хадисе, не значат, что необходимо вообще отказаться от гнева, от проявления злости и негодования. Потому что здесь не идет речь о запрете на гнев. Как было сказано ранее, злость – естественное чувство, данное нам от рождения, его нельзя вычеркнуть из человеческой натуры. Таким образом, целью слов, сказанных в хадисе, является осознание нами методом повторения того, что вожжи гнева должны быть в руках благоразумия и воли, так, чтобы направлять этот гнев в благое русло.

На эту особенность также обращают наше внимание и мудрецы мусульманского мира. Они говорят нам, что невозможно искоренить такие чувства как тревога за будущее, упрямство и жажда обогащения. Однако, у каждого из них есть свое обоснованное место и направление применения. Поэтому не надо пытаться их уничтожить, а нужно стараться использовать их в благих целях. Использование духовной, эмоциональной и физической сил только для удовлетворения низменных материальных и физиологических потребностей может стать причиной безнравственности и расточительства. Но если малую часть этих чувств использовать для мирских нужд, а большую для духовных, то результатом будет высокая нравственность и счастье как в этой жизни, так и в потусторонней.

Возможно, одна из причин того, что в нынешнее время наставления наставляющих не имеют влияния, состоит в том, что они говорят скверным людям: «Не завидуй, не жажди, не враждуй, не упрямься, отвергни земные блага», то есть пытаются заставить поменять характер человека, тем самым предлагая ему задачу, во много раз превышающую его силы. Если бы они сказали: «Поверни их (свои качества) на путь благих дел, измените русло», тогда и наставления были бы действенными, и можно было бы их выполнить.

В таком случае, искренне верующий мусульманин должен направлять свой гнев на то, что противоречит довольству Аллаха, и в первую очередь разозлиться на свое непокорное эго и начать воспитывать его. Он должен как можно чаще себя контролировать, и если гнев его не ради Аллаха, и в нем есть хотя бы малая часть личного интереса, тогда он обязан немедленно остановиться, успокоиться и проявить умение прощать.

 

Поведение сподвижников пророка Мухаммеда (с.а.в.)

Однажды, когда праведный халиф Умар (радыаллаху анх), раздавал трофеи один из новых мусульман Уейне Ибн Хысн и еще несколько его соратников выразили свое недовольство полученной долей и пожелали еще больше. А некоторые, кто еще не успел украсить себя исламской нравственностью, перейдя все границы, начали вести себя вызывающе. Уейне Ибн Хысн сказал: «О, сын Хаттаба! Хватит уже! Мало того, что ты нам дал меньше, чем требуется, так еще и не можешь рассудить нас по справедливости!». Не заслуживший такого оскорбления достопочтимый Умар, выразил своим видом гнев. Умар, являющийся олицетворением справедливости, не мог не разозлиться перед такой дерзостью. Наместник Пророка Аллаха, праведный халиф Умар был очень щепетилен в вопросах прав личности и собственности, он ни на шаг не отходил от истины, чего бы ему это не стоило.

Несмотря на такую щепетильность, услышав эти непристойные слова, он, держа в руках плетку, повернулся к сказавшему их человеку, словно хотел уже проучить его. В этот момент Хюрр Ибн Кайс, сподвижник из близкого окружения праведного халифа, стремительно встал и обратился к нему: «О, повелитель правоверных! Всевышний Аллах предписал своему благородному Пророку держаться пути прощения и милосердия, приказывать доброе и не обращать внимания на невежд![1] Этот человек тоже из несведущих!». Услышав это наставление, достопочтимый Умар, так и остался стоять на том же месте и ничего не сказал Уейне, и ничего ему не сделал. Вот так, повелитель правоверных напоминанием о Божьем назидании сумел погасить в себе огонь гнева.

Вот она истина: жить с чувством справедливости и следования истине, и при необходимости уметь подавить свою злость. Наверное, именно из-за этого качества достопочтимого Умара прозвали «эль-ваккаф индель-хак», то есть, «тот, кто следует путем праведности, не отступая от истины и справедливости, покоряющийся им, несмотря ни на что; тот, кто от чистого сердца проявляет согласие с Книгой Аллаха; умеющий немедленно остановиться там, где начинается несоблюдение прав». Перед нами пример: достопочтимый Умар – человек, который поднял свой кулак и уже был готов наказать преступившего черту благопристойности, проглотил свою обиду, опустил руки и взял контроль над эмоциями. И все это ради Истины. Без сомнения, это его состояние является неотъемлемой частью искренне верующих и богобоязненных мусульман.

[1] Сура «Араф», 7/199 аят

 

Руслан АБДУЛЛАЕВ