Матуридитский мезхеб | ЦРО ДУМК

Вторник

07

мая

28
Шевваль
1445 | 2024
Утр.3:38
Вос.5:13
Обед.12:44
Пол.16:39
Веч.20:06
Ноч.21:41
Времена намазов
Календарь 2024

Намаз

Матуридитский мезхеб

Опубликовано:

В то время как в Ираке, Имам Абуль Хасан Ашари выступил против мутазилитов и разгромил их воззрения, в это же время в другой части исламского государства, в Средней Азии (мА вара нахр), правильно изложив постулаты акыды рациональными доводами разума, соответсвующих Корану и Сунне, выступил против ереси различных течений и в защиту вероубеждения Эхлю Сунна вель Джемаа великий ханафитский Имам, Эбу Мансур Эль-Матуриди!

Которого по праву прозвали ученые Имамом Прямого Пути (Имамуль Худа),

А также множество других прозвищ: Носитель Знамени сунны и джемаа Рофиу аълями суннати валь джемаа), Искоренитель заблуждений и бидъа («Къалиу адалили фитнати валь бидъа»), Имам Мутакаллимов и пр.! Все это указывает на его уровень знаний, и положение среди других ученых и его вклад в ислам!

Также почета ему добавляет его связь с крупным Сподвижником Пророка с.а.с., первым у кого остановился Пророк с.а.с. в Медине, Эбу Эюбом Эль Энсари р.а.!

Его имя Мухаммед ибну Мухаммед ибну Махмуд Эбу Мансур Эль-Матуриди. Родился в районе Матурид близ Самарканда в 233 году по хиджре. И является так же, как и Имам Ашари из праведных предшественников (саляфу салих), о которых сказано в хадисе! Ханафитскому фикху и другим религиозным дисциплинам обучался в Самарканде. Из его учителей называют Эбу Бекра Ахмада ибн Исхака, Эбу Насра Ахмеда ибн Эль-Аббаса (известного под именем Эль-Факих Эс-Самарканди), Насра ибн Яхью Эль-Бальхи и Мухаммеда ибн Мукатиля Эр-Рази. Впоследствии Эль-Матуриди сам преподавал фикх и келям.

Его цепочка знаний передается через Эбу Наср Эль-Ийяди и Эбу Бекра Ахмеда ель-Джурджани, которые учились у Эбу Сулейман Эль-Джурджани, который, в свою очередь, у Имама Мухаммеда Эш-Шейбани и Кади Эбу Юсуфа, а те были самыми крупными учениками Имама Абу Ханифы р.а., который как известно взял знания от Хаммада бин Аби Сулеймана, а тот от Ибрахима Эн-Нехаи, а тот от Алькъама бин Къайса, который, в свою очередь, был учеником величайшего сподвижника Абдуллаха бин Масъуда р.а..

Также в хадис Посланника Аллаха с.а.с., который передал Ибн Хиббан в своем «Сахихе», и сказал хадис достоверный, также это подтвердили Хафиз ибн Абдульбар, и Хафиз Зайляи, что Пророк с.а.с. сказал: «Непременно будет завоеван Константинополь, и как прекрасно войско которое его завоюет, и как прекрасен его Эмир».

А как известно, Константинополь был завоеван Эмиром Мухамед Фатихом, который был матуридитом, и чье войско состояло из ашаритов и матуридитов!

И достаточно величия в адрес Имама Эбу Мансура, что все ученые эхлю сунна, упоминая его, называют Имам Прямого Пути (Имумуль Худа)!

 

Имам Матуриди написал множество книг, из них книги по усулю, акыде, фикху, тафсиру Корана, опровержение сект.

Некоторые из них:

 

  • «Те’вилят ахли сунна» — тафсир Корана. (многотомник)
  • «Эль-Макалят» – книга по исламским течениям
  • «Махаз аш-Шарийа» — книга по фикху.
  • «Китаб Эль-Мелекят фи’ль-Келям» — книга по келяму.
  • «Книга о единобожии» («Китаб Эт-Тевхид») — изложил основы правоверного суннитского мировоззрения и подверг ожесточенной критике учения различных сект.
  • «Радду Аваиль Эль-Адилля ли-ль-Каби ве-Байану Вахми’ль Мутазиля» — критика воззрений мутазилитов.
  • «Ар-Радду аля Усули ль-Карамита» — критика воззрений карамитов.
  • «Радду Китабу’ль Имама ли Базир-Рафавиза» — критика воззрений шиитов.

 

Имам Эбу Мансур Эль-Матуриди скончался в 333 г.х.  и был похоронен в Самарканде..

И закончить хочу словами крупного шафиитского муджтахида Имама Таджуддин Эс-Субки (717-771 х/1318-1370 м), он  сказал:

«Знай, что Эхлю Сунна вель Джема’а, все они сошлись на одному убеждении в том, что обязательно (для Аллаха), возможно и невозможно. Несмотря на то, что они разошлись в принципах ведущих к этому или в (не понял этого слова). Если в общем перечислить, их (Эхлю Сунна) три группы: Первая группа: Эхлуль хадис (асариты), которые опираются только на шариатские тексты; Вторая группа: люди умственного рассуждения, и мысленной деятельности. Это ашариты и ханафиты. Шейх ашаритов – Эбуль-Хасан Эль-Аш’ари и шейх ханафитов — Эбу Мансур Эль-Матуриди. И они едины в логических принципах, во всех вопросах которые зиждутся на слухе, а в слуховых принципах, на том, что разум допускает возможность этого, и только. И логических, и слуховых в остальных. И едины они во всех вопросах убеждений, кроме вопроса бытия и вопроса таклида…» (Эз-Забиди, «Итхаф Эс-Садат аль-Муттакин», 2/6).

 

Амет АЛИЕВ