Мечеть в Эски Сарае | ЦРО ДУМК

Пятница

03

мая

24
Шевваль
1445 | 2024
Утр.3:45
Вос.5:18
Обед.12:45
Пол.16:38
Веч.20:01
Ноч.21:34
Времена намазов
Календарь 2024

Намаз

Мечеть в Эски Сарае

Опубликовано:

Мечеть в Эски-Сарае – одна из старейших мусульманских культовых построек в Крыму. Её архитектурный стиль, а также применённые в её конструкции строительные приемы косвенно указывают, что возведена она была в 14 веке – а, значит, по своему возрасту вполне может сравниться со знаменитой 700-летней мечетью Узбек-хана в Старом Крыму. Эта полуразрушенная постройка в окрестностях Симферополя принадлежит к архитектурному наследию Золотой Орды, что делает её особенно ценной в историческом отношении – ведь в Крыму сохранилось очень мало сооружений ордынского времени, и дошедшие до наших дней образцы ордынской архитектуры крайне редки.
В недавнем прошлом на полуострове существовали и другие, подобные ей, золотоордынские мечети кубической формы с круглым куполом. Такою была, например, большая мечеть в селе Колеч (ныне Новопокровка Кировского района), которая по своему облику весьма напоминала Эски-Сарайскую. Однако все они были снесены в последепортационный период, и потому Эски-Сарайская мечеть остается последним уцелевшим сооружением такого типа.
Здание мечети впечатляет своей массивностью: толщина её стен местами превышает метр. У северно-западного угла заметен фундамент минарета, а над внутренним залом вверху зияет круг открытого неба. Купол мечети давно обрушился, поскольку был сооружен из пористого туфового камня: этот материал очень лёгок (что и позволяло соорудить большой купол без колонн и подпорок), но не столь прочен, как массивные песчаниковые блоки в кладке стен. С востока к наружной стене примыкают развалины другой, гораздо меньшей постройки, которая тоже имела михраб и туфовый купол. Вероятно, это либо остатки второй малой мечети при каком-нибудь закрытом заведении наподобие медресе или текие, либо руины дюрбе.
Точный год строительства Эски-Сарайской мечети неизвестен. Он наверняка был указан вместе с именем основателя на каменной плите у входа в здание – но эта плита давно исчезла, оставив после себя лишь пустую нишу над главными дверями. К сожалению, никаких сведений об этой мечети пока что не обнаружено и в письменных источниках ханских времен. Самые старые из имеющихся упоминаний этой постройки относятся лишь к царской поре, к концу 18 века, причем уже тогда мечеть описывали как давно заброшенную. От тех же сравнительно поздних времен дошли и разрозненные обрывки преданий, связанных с Эски-Сараем: якобы здесь располагались дворец калга-султана и монетный двор.
Что касается размещения здесь ханского монетного двора, эти сведения можно уверенно отнести к легендам. Поскольку на ордынских и ханских деньгах всегда указывалось место их чеканки, то все когда-либо существовавшие в Крыму монетные дворы хорошо известны: они в разное время располагались в городах Кырым, Кырк-Ер, Кезлев, Бахчисарай, Кефе и названия этих городов четко выбиты на металле крымских монет. Однако монет, на которых местом изготовления был бы указан Эски-Сарай или Акмесджид, не существует. Предание о чеканном дворе в Эски-Сарае появилось потому, что позже здесь в земле часто находили старые монеты – настолько часто, что в период переименований селу Эски-Сарай даже присвоили название «Монетное».
Однако обилие монетных находок далеко не всегда поясняется тем, что когда-то на этом месте работали чеканные мастерские. В большинстве подобных случаев объяснение оказывается совершенно другим, а именно – наличием на данном месте рынков.
В описаниях Эски-Сарая царской поры упоминается небольшое сооружение неподалеку от мечети, которое имело квадратный внутренний двор и четыре башни по углам. Приезжие очевидцы называли его «крепостцой». Остатки этой постройки существуют доныне, хотя увидеть их непросто: сейчас эти руины скрыты среди зарослей в глубине частных сельских дворов. При ближайшем осмотре они весьма напоминают развалины караван-сарая Таш-Хан в Старом Крыму. И такое сходство не случайно, поскольку эта «крепостца» тоже была караван-сараем: ведь именно так, с внутренним двором и угловыми башнями, издавна строились постоялые дворы для торговцев по всему Крыму. Наличие караван-сарая говорит о том, что в Эски-Сарае когда-то существовал большой рынок, а обильные находки монет на месте бывших рыночных площадей – это весьма обычное явление в археологии.
Гораздо сложнее найти столь же ясное объяснение преданию о «дворце калга-султана». Из многочисленных источников времен Крымского ханства известно, что резиденция калга-султана располагалась в черте современного Симферополя, у выхода из Петровской балки. Что касается Салгирской долины, где стоит село Эски-Сарай, то о существовании здесь дворцов ханские документы ничего не говорят. Кроме того, на момент строительства в Эски-Сарае постоялого двора и мечети (то есть, в эпоху Золотой Орды) в Крыму еще не существовало самой должности калга-султана – она была учреждена позже, во времена Крымского ханства, на рубеже 15 и 16 веков.
Резиденция крымских калга-султанов в документах ханского времени выступает под разными наименованиями. И если не вызывает сомнений, что «Калгай-Сарай», «Акмесджид-Сарай» и «Ак-Сарай» это названия одного и того же главного дворца под Акмесджидом, то насчет, например, редко упоминающихся «Орда-Сарая» или «Салгыр-Тон-Сарая» такой уверенности нет: под этими названиями вполне могли фигурировать и загородные резиденции, расположенные в других местностях подвластной калга-султанам восточной части полуострова (ведь есть, например, сведения, что особый дворец Султан-Сарай существовал под Карасубазаром, где калга-султаны останавливались во время своих поездок). Не могла ли иметься такая загородная резиденция и здесь, в Салгирской долине, – тем более, что и старые названия сёл в ней (Эски-Сарай, Эски-Орда) словно бы намекают на наличие тут в прошлом неких важных пунктов?
Это вовсе не исключено. Однако гораздо вероятнее то, что центр религиозной и торговой жизни в Эски-Сарае (а наличие большой мечети с медресе или текие при ней, как и рынка с караван-сараем, свидетельствуют, что Эски-Сарай когда-то был весьма значительным поселением) пережил пору своего расцвета задолго до образования Крымского ханства, а при власти Гераев уже пребывал в запустении – почему, по-видимому, и не упоминался в документах ханской поры. Ведь точно такою была судьба и других ордынских центров городской жизни полуострова: после возникновения независимого Крымского ханства они утратили былое значение, пришли в упадок из-за оттока жителей в новые города и впоследствии весьма редко появлялись на страницах ханских реестров и отчетов. Так произошло, например, с обширным ордынским поселением Эски-Юрт, которое к 16 веку превратилось в обычное село на окраине столичного Бахчисарая. Так случилось и с бывшей ордынской столицей полуострова Эски-Кырымом, чье значение главного торгового центра страны перешло к Карасубазару. Возможно, подобный ордынский город-предшественник имелся и у ханского Акмесджида? И если так, то не был ли этим предшественником Эски-Сарай? Для того, чтобы можно было дать ответ на этот вопрос, требуется провести масштабную исследовательскую работу, включающую целенаправленный поиск любых упоминаний об Эски-Сарае и его окрестностях в письменных источниках прошлых столетий, а также обширные археологические изыскания в Салгирской долине.
Однако эта работа окажется напрасной, если не удастся сберечь от окончательного разрушения уникальную Эски-Сарайскую мечеть – одну из последних построек, дошедших до наших дней от эпохи Золотой Орды.

 

Олекса Гайваронский