О поднятии рук на намазе | ЦРО ДУМК

Вторник

07

мая

28
Шевваль
1445 | 2024
Утр.3:38
Вос.5:13
Обед.12:44
Пол.16:39
Веч.20:06
Ноч.21:41
Времена намазов
Календарь 2024

Намаз

О поднятии рук на намазе

Опубликовано:

Одной из отличительных черт намаза по ханафитскому мазхабу является то, что мы поднимаем руки лишь при вступительном текбире. Наши оппоненты, практикующие другое мнение, часто критикуют нас, говоря, что мы не имеем оснований делать так. Они приводят много хадисов о поднимании обеих рук и перед выполнением руку, и во время выпрямления из руку. В этой статье мы приведем наши доказательства, которые более сильны и обоснованы, чем другие мнения.
В первую очередь, стоит упомянуть, что определенные хадисы и решения, вытекающие из них, практиковались Пророком (с.а.с.) до определенного момента времени, а впоследствии отменялись, так как приходило новое откровение. Также дело обстоит и в этом вопросе.
Известно, что сам Пророк (с.а.с.) и его сподвижники, включая десять человек, обрадованных раем при жизни, не поднимали рук, кроме как при вступительном текбире. В их числе и Ибн Умер, на хадисе которого основывают свое мнение оппоненты.
Сейчас мы приведем некоторые из доводов, на которых основываются учёные ханафитского мазхаба:

Передается от Абдуллы бин Эль-Кыбтыя, от Джабира бин Самуры, что он сказал: «Вышел к нам Посланник Аллаха (с.а.с.) и сказал: «Почему вы поднимаете свои руки, будто они хвосты строптивых лошадей? Будьте спокойны в намазах!» (Муслим, 119).
Внимание в этом хадисе обращается на слова «будьте спокойны в молитвах», так как поднятие рук противоречит спокойствию. Если нам возразят, что слова Пророка (с.а.с.): «Почему вы поднимаете свои руки, будто они хвосты строптивых лошадей?», – относятся только к поднятию рук во время «теслима» – завершающего приветствия, как об этом уведомляет другой хадис Муслима от Тамима бин Тарафа, от Джабира бин Самуры, который сказал: «Когда мы молились с Посланником Аллаха, то говорили «Эс-селяму алейкум ве рахметуллах, эс-селяму алейкум ве рахметуллах» и он (Джабир) делал указание рукой к правому и левому боку (соответственно), тогда Посланник Аллаха, (с.а.с.) сказал: «На что вы указываете своими руками, будто они хвосты строптивых лошадей?».
Во-первых, хадис Тамима бин Тарафа и хадис Абдуллы бин Эль-Кыбтыя – два разных независимых хадиса, потому что тот, кто поднимает руки при теслиме, не находится в намазе, и нельзя сказать ему: «будь спокоен в молитве». Причина в том, что «теслим» не является рукном (составляющей частью) намаза, однако он является выходом из него.
Во-вторых, контекст хадиса Ибн Тарафа указывает на то, что их намаз был совершён за Посланником Аллаха (с.а.с.), в джемаате, а хадис Ибн Эль-Кыбтыя указывает на то, что их намазы были индивидуальными, и нельзя объединить смыслы двух хадисов в данном ракурсе. Но если даже мы примем то, что эти хадисы говорят об одном и том же, то всё равно он указывает на недействительность поднятия рук до и после руку, потому что теслим совершается частично в намазе, и частично вне намаза, и это очевидно. Это указывает на то, что требуемое в намазе спокойствие должно тем более соблюдаться во всех рукнах, которые полностью совершаются внутри намаза (а не частично, как это обстоит с теслимом), на что и указывают слова Пророка (с.а.с.): «Будьте спокойны в намазе!» Обобщающая форма этих слов, означает, что в намазе руки не поднимаются, будь то перед руку, или после него, однако сюда не включается начальный текбир. Потому что он не совершается внутри молитвы (не является его составной частью), однако он является условием молитвы у нас, в ханафитском мазхабе, и он не подразумевается в хадисе, единогласно.

Передается от Алькамы. Сказал Абдулла бин Месуд: «Не показать ли мне вам как молился Посланник Аллаха (с.а.с.)?» Затем он совершил намаз и не поднял руки, кроме как в начале молитвы.
«Этот хадис хороший (хасен), и им аргументируют многие учёные из числа сподвижников и табиинов, и это мнение Суфьяна и жителей Куфы» (Тирмизи). Передатчики хадиса хасен, также они из передатчиков Муслима, также в «Эль-Джевхеру’н-накый», удостоверил его Ибн Хазм, также в «Эт-Тальхису’ль-хабир», также хадис передал Несаи.

Сообщил нам Сувейд бин Наср, сообщил Абдулла бин Мубарак, от Суфьяна, от Асыма бин Кулейба, от Абдуррахмана бин Эль-Эсведа, от Алькамы, от Абдуллы бин Месуда, что он сказал: «Не сообщить ли мне вам о намазе Пророка (с.а.с.) ?» и сказал (Алькама): «Он встал и поднял руки в начале намаза, а затем больше не возвращался (к поднятию)» (в другом риваете – «больше не поднимал рук»). Передал Несаи. Этот хадис удостоверил даже Альбани, в «Эт-Талику’ль-хасан», сказав, что цепочка передатчиков достоверна. Передатчики хадиса – передатчики двух сахихов, кроме Сувейда и Асыма, они же – достойные доверия, а Асым к тому же и передатчик Муслима.

Передаётся от Эль-Эсведа, что он сказал: «Я видел Умера бин Хаттаба, который поднимал руки при первом текбире, затем не возвращался к этому». Передал хадис Тахави, и он сказал: «хадис достоверный». В «Дирае» – передатчики указаны достоверными.

Сообщил Яхья бин Адам от Хасана бин Ияша, от Абдульмалика бин Абджера, от Зубейра бин Адия, от Ибрахима от Эль-Эсведа, что он сказал: «Я совершал намаз с Умером и он не поднимал руки нигде, кроме того момента, когда начинал намаз, и я видел, что Эш-Шубе, и Ибрахим, и Эбу Исхак не поднимали руки, кроме момента, когда они начинали намаз». Хадис вывел Ибн Эбу Шейба в «Мусаннеф» и цепочка его достоверная на условиях Муслима. Сказал Тахави: «Установлено это от Умера, также в «Эль-Джевхеру’н-накый». Хасан бин Ияш достоверный передатчик, это также упомянул Яхья бин Маин и другие» (Тахави, «Маани’ль-асар»).

Передаётся от Асыма бин Кулейба, передавшего от своего отца: «Али поднимал руки в начале намаза и больше не возвращался к этому», передал Тахави, Зейляи сказал: «Это предание достоверное». В «Дирае» передатчики указаны достоверными. В «Эт-Талику’ль-хасен» говорится о том, что Айни сказал в «Умдату’ль-къари»: «Цепочка хадиса Асыма бин Кулейба достоверна на условиях Муслима».

Передаётся от Ваки, от Мусъира, от Эбу Машара: «Я думаю, это Зияд бин Кулейб Тамими, от Ибрахима, от Абдуллы, что он поднимал руки только в начале намаза, и больше не поднимал их», передал Ибн Эбу Шейба, и цепочка достоверная, также приводится в «Эль-Джевхеру’н-накый». Ибрахим не слышал от Абдуллы, однако хадисы мурсель от него подобны мевсуль. Сказал Тахави: «Ибрахим не отсылал хадис к Абдулле (эрселе), кроме как после того, как убеждался в достоверности или степени передачи мутеватир от Абдуллы».

Передаётся от Мухаммеда бин Джабира, от Хаммада бин Эбу Сулеймана, от Ибрахима, от Алькамы, от Ибн Месуда: «Я молился за Пророком (с.а.с.) и за Эбу Бекиром, и Умером, и они не поднимали свои руки, кроме как в начале намаза». Цепочка хорошая, так же сказано в «Эль-Джевхару’н-накый».

Как видно из приведённых хадисов, мнение о том, что руки в намазе не поднимаются, кроме как при вступительном текбире, достоверное и передается от лучших людей из нашей уммы. Тем, кто говорит, что мы делаем неправильно, следует попытаться изучить ханафитский фикх, так как на каждое действие в этом мазхабе существует множество доказательств из слов Пророка (с.а.с.) и сподвижников с табиинами.

Амет Алиев