ПРОЯВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ ПОСЛАННИКА АЛЛАХА В СПОДВИЖНИКАХ | ЦРО ДУМК

Пн

06

мая

27
Шевваль
1445 | 2024
Утр.3:40
Вос.5:14
Обед.12:45
Пол.16:39
Веч.20:05
Ноч.21:40
Времена намазов
Календарь 2024

Намаз

ПРОЯВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ ПОСЛАННИКА АЛЛАХА В СПОДВИЖНИКАХ

Опубликовано:

Прекрасная нравственность – это совершенство веры и её высшая ступень. Все состояния и поступки нашего Пророка (салляллаху алейхи ве селлем) составляют особый образец нравственности.
Господь миров создал нашего Пророка (с.а.с.) самым прекрасным творением по внешнему виду и качествам души. Досточтимый Пророк так говорил о себе:
«Мой Господь воспитал меня, насколько же прекрасно это воспитание!» (Суюти, «Джамиу’с-сагыр», I, 12). Этот благородный хадис также указывает на самую высокую цель пророческой миссии. Представленный человечеству возвышенный нрав, включающий в себя самые прекрасные качества, основанные на повелениях и довольстве Аллаха, был донесен всему человечеству на примере жизни Пророка (с.а.с.).
Самая большая честь в этой и вечной жизни – это умение облачиться в образцовую нравственность нашего Пророка и вобрать ту долю его духовной жизни, на которую хватит наших сил. Поэтому вначале необходимо хорошо узнать его.
Единственный человек в истории, чей жизненный путь установлен до мельчайших подробностей – это наш Пророк (с.а.с.). Истории других 124 с лишним тысяч пророков, чьи совершенные поступки являлись примерами наставления людей на путь истины и добродетели, дошли до нас в незначительном объеме. Но каждый момент жизни последнего Пророка (с.а.с.) – от самых простых до самых глубоких и совершенных слов и поступков, и духовности, отраженной в словах, был сохранён и запечатлён в истории, как будто высечен на гранитной доске.
Верные и самоотверженные сподвижники были удостоены чести передать будущим поколениям свидетельства о поклонениях, манере поведения и поступках нашего Пророка (с.а.с.). Ведь судьба того, кого любит человек, отражается на его собственной судьбе. Поучительным примером исключительной самоотверженности в этом является Эбу Хурейра (радыяллаху анху), передавший больше всего хадисов от Пророка (с.а.с.).
Эбу Хурейра (р.а.) был одним из бедных мусульман, живших при мечети Пророка, которых называли «асхабы Суффа». День и ночь он находился рядом с Пророком (с.а.с.) и старался заучивать то, что слышал от него. Он передал 5 374 хадиса (вместе с повторяющимися), которые слышал лично от него и от самых приближенных сахабов. Таким образом, он стал сподвижником, передавшим больше всего хадисов. 609 хадисов в его передаче были включены в сборники «Сахих» Бухари и Муслима.
Тем, кто сказал, что он передал больше всех хадисов, Эбу Хурейра (радыйаллаху анху) ответил:
«Когда братья-мухаджиры (совершившие переселение в Медину) занимались торговлей, а братья-ансары (принявшие переселенцев в Медине) – земледелием и садоводством, я не отходил от Пророка (с.а.с.), находился с ним в те моменты, когда их не было рядом. И заучивал то, что они не могли заучить».
Эбу Хурейра (р.а.), опередивший в этом всех сахабов и заслуживший честь донести благословенные слова, поступки и состояния Посланника Аллаха (с.а.с.) следующим поколениям, умер в 59 году по хиджре в Медине, в возрасте 78 лет. Более 800 сахабов и табиинов передавали хадисы от этого благословенного сподвижника.
Все состояния и поступки Посланника Аллаха (с.а.с.) были переданы в неискаженном виде и будут сохранены в веках до Судного Дня, благодаря бесподобной добродетели и самоотверженности благородных сподвижников. Сподвижники и праведные верующие, продолжившие их дело, преодолевали расстояния во много дней пути, когда было необходимо получить хадис от какого-либо передатчика. Они находились в таком состоянии совершенной добродетели, что не считали приемлемой нравственность человека, приманивающего животное пустым сосудом для еды. То есть, они не считали допустимым передавать хадисы человека, в чьём нраве есть желание хитрить и обманывать, пусть даже животное, означающее, что он не живет в атмосфере хадисов Посланника Аллаха (с.а.с.).
Они жили в насыщенной атмосфере тахассуса (переживания сердцем), теджессуса (наблюдения) и тефеккюра (размышления). Поскольку они сделали центром своих мыслей «тевхид», то, чтобы с воодушевлением веры постичь вкус единобожия, они сделали обязательной для себя самоотверженность во всех ее проявлениях.
Маленькое исламское поселение, образованное в Медине и состоящее приблизительно из 400 семей, разрослось до размеров крупного государства, достигшего границ Ирака и Палестины. Когда умер Пророк (с.а.с.), мусульмане воевали с Византией и Персией. В Медину стекалось трофейное имущество. Но состояние сподвижников, бывшее у них 10 лет назад, т.е. отсутствие стремления к мирскому, жизнь в смирении, скромность домов и постоянная благотворительность (инфак), осталось прежним.
Они соблюдали строгость по отношению к себе в использовании мирских благ из-за опасения утратить сладость веры. Поэтому они строили свою жизнь таким образом, чтобы достичь довольства Аллаха. И одной из причин быстрого распространения Ислама, подобно утренним лучам восходящего солнца, в обществах, далёких от справедливости и истинного пути, было то, что сахабы показывали образец исламской личности во все времена и во всех местах, до которых они доходили. Так, благородные сподвижники были богобоязненными и праведными верующими, достойными учениками Посланника Аллаха (с.а.с.), смотревшими на рабов Аллаха взглядом Творца, души которых были наполнены светом пророчества, излучавшими милосердие (мерхамет), сострадание (шефкат), служение (хизмет), правдивость, отрешенность от мирского, человеколюбие и богобоязненность.
***
Пророк (салляллаху алейхи ва селлем) показал нам истинную красоту во всех сферах и смыслах жизни. Каждый человек может найти в благородной сунне Пророка (с.а.с.) такие совершенные поступки, которые он может взять себе в пример. То есть, жизнь Гордости Вселенной – Пророка Мухаммеда (с.а.с.) похожа на букет, собранный из великолепных цветов поступков и слов всех оттенков, форм, ароматов, так что ищущие могут найти в этом букете самую прекрасную и отвечающую самому изысканному вкусу розу.
Жизнь нашего Пророка (с.а.с.) подобна чистому сверкающему зеркалу. Каждый человек может увидеть в ней отражение своего внешнего облика и души, внутреннего и внешнего, своих слов и поступков, нрава и поведения, и посредством этого взвесить и оценить своё состояние. Обязанностью каждого верующего является исправление недостатков и улучшение своего нрава в соответствие с тем, что он увидел в этом зеркале.
Священный Коран, ниспосланный Всевышним Аллахом своим рабам, как божественное обращение и путеводитель на истинном пути, был раскрыт общине через духовный мир Посланника Аллаха (с.а.с.), которому были переданы его слова и смыслы. Поэтому таинства Корана раскрываются сердцам настолько, насколько они проникаются духовностью Посланника Аллаха (с.а.с.). Также как Пророк (с.а.с.) является вершиной в понимании обращений Священного Корана, данного Аллахом, так и благородные сподвижники являются обладателями силы знаний и понимания благословенных слов, состояний и поступков Посланника (с.а.с.). Ведь сподвижники – это рабы Аллаха, удостоившиеся счастья лично видеть Пророка (с.а.с.) и жить в соответствии с божественной красотой и мудростью, увиденными в пророческом зеркале Посланника Аллаха (с.а.с.).
Так в благородном хадисе говорится:
«Мои сподвижники – как звезды. За каким из них вы бы ни последовали – найдёте правильный путь» (Ибн Абдульберр, «Джамиу’ль-Ильм», 2, 91). Это свидетельство Посланника Аллаха (с.а.с.) устанавливает, что благородные сподвижники являются исключительным примером для всего человечества вплоть до Судного дня. Вхождение под сень пророческого воспитания, возвысившее их до этой высочайшей ступени, должно для каждого верующего стать пределом желаний.
Действительно, сердца благородных сахабов, которые в доисламский период были похожи на выжженную почву, обогатились посредством благословенной атмосферы милости и духовного изобилия собраний и бесед Посланника Аллаха (с.а.с.). Таким образом, многочисленные семена добродетели и духовности, которые долгое время были скрыты в мёртвой земле, получили тепло и влагу, чтобы прорасти. Через любовь и духовное знание, передаваемые от сердца к сердцу, эти великие личности достигли совершенства. Растаял и исчез человек эпохи невежества с жестоким сердцем, способный закопать живьём своих дочерей, безжалостный, бессовестный, не признающий справедливости и истины. В том же теле теперь появился человек, но уже с глазами, полными слёз, сострадательный, тонкий, деликатный, чуткий, достигший вершин добродетели. Воспитанные в духовности Посланника Аллаха (с.а.с.), они стали избранными из избранных. Их души стали чуткими к проявлениям божественного Величия и Могущества. В той степени, в какой они научились понимать Коран, человека и вселенную, в той же степени их сердца обрели чувствительность и проницательность в отношении божественных проявлений. Поэтому их сердца постоянно находились в состоянии восхваления (хамд), благодарности (шукр) и поминания (зикр). Абдуллах бин Месуд (р.а.) такими словами описал ту степень, которой они достигли под духовным воспитанием Посланника Аллаха (с.а.с.):
«Мы достигли такого духовного состояния, что слышали тасбих кусочков пищи, проходящих через наше горло» (Бухари, «Менакиб», 25).
По причине того, что благородные сподвижники каждый миг обновляли любовь к Аллаху и Его Посланнику (с.а.с.) в своих сердцах, их поклонения наполнились «хушу» (смирением), а рассказы об их благословенной жизни будут передаваться из уст в уста вплоть до Конца света, являясь примерами превосходной нравственности, освещающими сердца мусульман.
Давайте представим пример из бесконечного числа преданий о благородных сахабах, каждое из которых служит правилом для жизни.
День триумфального вхождения в Мекку явился событием, продемонстрировавшим сияние созвездия сахабов с высоты духовных горизонтов.
Благородный Эбу Бекир (р.а.) для того, чтобы его незрячий старый отец стал мусульманином, взяв его за руку, привел к Посланнику Аллаха (с.а.с.).
Увидев их, Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил:
– О, Эбу Бекир! Зачем ты привёл своего престарелого отца сюда, создав ему столько трудностей? Мы могли бы сами сходить к нему.
Эбу Бекир (р.а.) ответил:
– Я привел его, желая увеличить его награду от Аллаха.
Эбу Кухафа, отец Эбу Бекира (р.а.) присягнул, положив свою руку поверх благословенной руки Гордости Вселенной (с.а.с.), а Эбу Бекир (р.а.), охваченный пламенной любовью к нашему Пророку, зарыдал.
Пророк (с.а.с.) с удивлением спросил, почему он плачет, на что благородный Эбу Бекир (р.а.) сквозь слезы ответил:
– О, Посланник Аллаха, если бы протянутая для присяги тебе рука была не рукой моего отца, а рукой твоего дяди Эбу Талиба, если бы Всевышний Аллах обрадовал бы тебя, поменяв наши положения местами, кто знает, какое это непередаваемое счастье было бы для меня. Потому что ты его очень любил…» (Хайсемий, «Меджмеу’з-зеваид», ч. VI, с. 174).
Это один из примеров величайшей любви к Пророку (с.а.с.). Мы, являясь уммой (общиной) Посланника Аллаха (с.а.с.) должны переживать и усердствовать по поводу того, как взрастить в своих душах такую же глубину чувств к нему. Поскольку покорность, упование и подчинение Аллаху в совершенном виде зависят от того, сможем ли мы стать обладателем сердца, наполненного сладостью веры. Человек может всем существом, всем, что есть в нём, направиться к своему Господу только посредством упрочения высокой степени сердца через любовь.

Садык Абдуллаев