СВЯЩЕННЫЙ РАМАЗАН. Атмосфера милости, прощения и очищения | ЦРО ДУМК

Пятница

26

апреля

17
Шевваль
1445 | 2024
Утр.4:00
Вос.5:29
Обед.12:46
Пол.16:35
Веч.19:52
Ноч.21:21
Времена намазов
Календарь 2024

Намаз

СВЯЩЕННЫЙ РАМАЗАН. Атмосфера милости, прощения и очищения

Опубликовано:

Священный Рамазан – это месяц неисчислимых благ и милости в календаре жизни… Божественная сокровищница духовных ценностей, дарованная общине Мухаммеда (салляллаху алейхи ве селлем)…
В благородном хадисе сказано:
«Если бы люди знали все достоинства месяца Рамазан, то пожелали бы, чтобы он длился целый год» (Хейсеми, том III, стр. 141).
Также, как предрассветное время является особенным среди 24 часов суток, а день пятницы – особенным днем среди семи дней недели, так и священный Рамазан имеет особую ценность среди всех месяцев года.
Священный Рамазан – это атмосфера милости, побуждающая к более усердному, чем в другие месяцы, приобретению благ вечной жизни по причине исключительных возможностей, открывающихся в нем.
Мевляна Руми сказал:
«Наступил Рамазан. Отстранись от физической пищи, чтобы с небес пришла пища духовная. Этот месяц – месяц, когда душа вкушает свою трапезу. Месяц, когда душа избавляется от ошибок тела. Месяц, когда души наполняются любовью и верой».
То есть, священный Рамазан – это время сокращения мирских привязанностей и приближения к Всевышнему Аллаху. Это время, когда человек оставляет то, что отдаляет его от Господа, и максимально использует благословенные возможности для достижения божественного довольства. Священный Рамазан – это также самое лучшее время для привлечения своей души к отчету.
Мы должны знать, что священный Рамазан является величайшей возможностью для восполнения духовных недостатков, которые мы допустили на протяжении года, исправления наших ошибок и благих начинаний, которые позволят нам провести дальнейшую часть жизни более достойно, чем предыдущую.
Мы благодарим даже человека, который подал нам просто стакан воды. С каким же величайшим чувством благодарности мы должны использовать бесценное время священного Рамазана, дарованное нам нашим Господом.
Что мы можем сделать с этой целью в священный Рамазан?
– Сосредоточиться на индивидуальных поклонениях, таких как намаз и пост;
– Усердствовать в поклонениях, связанных с обществом, таких как зекят, благотворительность и садака фитр, проявляя щедрость и милосердие, служа созданным ради их Создателя;
– Проявлять почтение к месяцу Рамазан, изучая Священный Коран.
Все это станет замечательным проявлением благодарности в ответ на милость, оказанную Всевышним Аллахом.
Священный Рамазан – это месяц прощения, когда божественное прощение снисходит бурным потоком. Благородный Посланник (салляллаху алейхи ве селлем) говорил об этой истине:
«Тому, кто будет поститься в месяц Рамазан, искренне веря и надеясь на вознаграждение, Аллах Всевышний простит прошлые грехи» (Бухари, «Савм», 6);
«Тот, кто проводит ночи Рамазана в поклонении и с сердцем, полным любви к Аллаху, получит прощение совершенных грехов» (Бухари, «Теравих», 46).
Конечно, долги и нарушение прав людей являются исключением. Долги подлежат возврату, а у тех, чьи права были нарушены, необходимо просить прощения.
Также Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ве селлем) сказал:
«Передо мной предстал Джибриль (алейхи’с-селям) и сказал:
«Пусть будет далек от милости тот, кто дожил до Рамазана, и его грехи не были прощены». Я сказал: «Аминь!» (Хаким, IV, 170/7256; Тирмизи, «Даават», 100/3545).
Значит, если мы сможем провести дни и ночи священного Рамазана достойным образом, то нас ожидает обещанное божественное прощение.
Но если, напротив, мы отнесемся равнодушно и пренебрежительно к этой исключительной возможности, то рискуем лишиться божественной милости! Вот насколько важен и ценен тот промежуток времени, в котором мы сейчас находимся…
Как известно, поклонение – пост, являющийся отличительной особенностью священного Рамазана, – это воздержание от еды, питья и интимных отношений от появления утренней зари до заката солнца. Однако это только внешняя составляющая поста. Чтобы полноценно держать пост необходимо вместе с соблюдением внешних условий проявлять тщательность и в духовной стороне этого поклонения.
Ведь пост не является просто голоданием или соблюдением диеты. Всевышний Аллах, повелевая: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы будете богобоязненны» (Сура «Бакара», 2/183 аят), указывает, что целью поста является достижение богобоязненности.
Богобоязненность (таква) – это тщательное избегание любых состояний и поступков, которыми не доволен Всевышний Аллах, из страха потерять Его довольство и любовь.
Также как намаз, совершённый в состоянии смирения (хушу), отдаляет человека от безнравственности и грехов, так и пост, соблюдаемый по всем правилам, подобно молниеотводу или доспехам, защищает от грехов.
Поэтому, если мы хотим понять, приняты наши намазы и посты или нет, достаточно взглянуть на то, насколько мы можем отдалиться от грехов в нашей жизни. Если пост, который мы держим, не укрепляет нас в богобоязненности, нам следует пересмотреть наши поклонения и найти, где мы допускаем ошибки. Кроме соблюдения внешних условий поста следует обращать внимание на богобоязненность, чтобы наш пост стал настоящим постом – щитом от адского огня.
Держать пост – значит крепко держать поводья всех явных и скрытых грехов, неприемлемых религией. Поэтому не только наши желудки, но и глаза, уши, язык, сердце и всё тело должны находиться в посте. Нам стоит обратить внимание на следующее:
• Защищает ли пост наши глаза от взгляда на запретное?
• Оберегает ли пост наши уши от нежелательных слов и звуков?
• И главное – отстраняет ли он наш язык от лжи, сплетен, клеветы и пустословия?
Как сказал Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ве селлем) о двух женщинах, которые сплетничали во время поста:
«Эти две соблюдали пост, воздерживаясь от дозволенного Аллахом, и нарушили его, совершив запретное, – они собирались, чтобы возводить хулу на людей, и это исторгнутое (из их желудков) есть плоть этих людей, что они ели» (Ахмед, V, 431; Хейсеми, III, 171).
Следовательно, как мы следим за тем, чтобы во время поста ничего не попало в наш рот, также следует внимательно следить за тем, чтобы с наших уст не сходили нежелательные слова.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ве селлем) сказал:
«Пусть никто из вас не сквернословит и не повышает голос в день поста, а если кто-либо будет ругать вас или затевать с вами ссору, то скажите: «Поистине, я соблюдаю пост» (Бухари, 1904; Муслим, 1151).
Пост, соблюдаемый в месяц терпения, священный Рамазан, подобен ихраму, в который облачается душа. В состоянии ихрама запрещены «рафес», «фиск» и «джидаль», то есть интимные отношения, грехи, споры, гнев, выяснения отношений, причинение обид. Все эти действия также уменьшают награду и за пост. С этой точки зрения, душа постящегося должна облачиться в «духовный ихрам».
Не следует забывать, что распущенный нефс – это окно, открытое к испытанию запретным. Поскольку в природе нефса заложена склонность к запретному, грехи притягивают его, словно магнит. Это и является причиной тяги человека к грехам. Поэтому каждый человек нуждается в очищении нефса. Поклонение поста – это борьба против нефса ради победы духовности над эгоизмом, богобоязненности – над греховностью.
Священный Рамазан через соблюдаемый нами пост, через воздержание от пищи и воды, напоминает нам, что даже стакан воды и кусочек хлеба являются великим благом. Таким образом, мы ещё лучше понимаем, насколько усердно нам следует благодарить Господа за дарованные нам бесчисленные блага.
Благодарность выражается не только словами. Благодарность за каждое из благ можно выразить чем-то подобным того же рода. Благодарность за слух – это отстранение от таких бесполезных и скверных занятий, как сплетни, клевета, интриги, доносы, и устремление к наполненным духовностью речам, таким как Священный Коран, духовные беседы и благие наставления.
Благодарность за зрение – это отстранение от выискивания недостатков людей, взгляда на запретное и греховное, украшаемое шайтаном, и, наоборот, устремление к наблюдению проявлений божественного могущества и искусства в окружающем мире и извлечению духовных уроков.
Благодарность за сердце – это постоянное размышление о благах, данных Всевышним Аллахом, и постоянное поминание Его. Ведь духовное умиротворение сердца прямо связано с этим. Как сказано в священном аяте:
«Поистине, только в поминании Аллаха находят успокоение сердца» (Сура «Рад»,13/ 28).
Настоящий пост пробуждает в душах чувство милосердия. Он позволяет ещё лучше понять состояние голодных, нуждающихся и находящихся в безвыходном положении людей, давая испытать чувство голода на определенное время.
Ведь когда в дни сильного голода в Египте пророка Юсуфа (алейхи’с-селям) спросили:
– Вы распоряжаетесь государственной казной, так почему вы обделяете самого себя? –
Он дал такой мудрый ответ:
– Я боюсь, что если буду сыт, то не смогу понять состояние голодных!
С этой точки зрения, пост – это самый прекрасный переводчик беззвучных взываний, исходящих из душ бедствующих и нуждающихся людей.
Это напоминание о том, что на нас лежит ответственность за неимущих и одиноких людей, находящихся вокруг нас.
В месяц Рамазан наиболее проявляются Прекрасные Имена Всевышнего Аллаха «Эр-Рахман» и «Эр-Рахим». Наш Пророк (салляллаху алейхи ве селлем), направленный как милость для миров, является Рауфом и Рахимом, то есть сострадательным и милосердным. Также и верующему надо стремиться быть человеком милости, делами, словами и сердцем несущим добро, особенно в священный Рамазан, месяц изобилия божественной милости.
Душа верующего должна обрести такую степень доброты и милосердия, чтобы стать обителью душевного спокойствия не только для близких людей, но и для всех творений.
Пророк Мухаммед (салляллаху алейхи ве селлем) однажды сказал своим сподвижникам:
– Клянусь Аллахом, в чьей власти моя душа, что вы не сможете войти в Рай, пока не будете милосердны друг к другу.
Сподвижники ответили:
– О, Посланник Аллаха! Мы все милосердны.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ве селлем) сказал:
– (Я имею в виду) не только милосердие, проявляемое друг к другу. А милосердие ко всем созданным. (Да), милосердие ко всем созданным! (Хаким, IV, 185/7310).
Умеем ли мы проявлять заботу и милосердие ко всем созданиям вплоть до кошек и собак, живущих возле наших домов, птиц, прилетающих к нашим окнам, ради Их Создателя? Умеем ли мы замечать животных, которые не имеют пищи в холодные зимние дни и испытывают жажду в жаркие летние дни, и заботиться о них?
Поклонение поста – это не просто голод. Важно также заставить свою совесть держать пост, дабы отдалиться от эгоизма, высокомерия и глупости и развить в себе чувства бескорыстия, самопожертвования, чуткость, заботу и милосердие. Пост будет принят насколько, насколько он очистит нашу совесть и умножит нашу щедрость и жертвенность.
Пророк Мухаммед (салляллаху алейхи ве селлем), будучи самым щедрым из людей, был особенно щедр в месяц Рамазан, становясь щедрее даже веющих ветров милости, не знающих границ, многократно увеличивая свои добрые дела (Бухари, «Бедъу’ль-вахй», 5, 6; «Савм» 7; Муслим, «Федаиль» 48, 50).
Чтобы стать достойной общиной нашего Пророка (салляллаху алейхи ве селлем), нам в меру своих возможностей нужно заботиться о нуждающихся и одиноких людях, особенно в этот благословенный месяц.
Нам нужно от чистого сердца давать зекят, фитр и садака. И, отдавая, следить за тем, чтобы нуждающийся не чувствовал себя обязанным, а, наоборот, быть благодарным ему, ведь Аллах сделал его тем, кто помогает нам совершать благое дело. Таким образом, мы должны стремиться радовать многих людей, лица которых давно не озаряла улыбка. Нам не стоит забывать, что настоящий праздник наступает тогда, когда благие молитвы омраченных горем душ возносятся к Всевышнему Аллаху.
Как передал Малик бин Динар:
«Муса (алейхи’с-селям), однажды взывая к Аллаху, сказал:
«О мой Господь! Где мне искать Тебя?»
Всевышний Аллах повелел:
«Ищи меня рядом с разбитыми сердцами!» (Эбу Нуайм, «Хилье», II, 364).
Не будем забывать, что в этом мире бедные нуждаются в богатых, а в ахирате богатые будут нуждаться в молитвах бедных. Больной нуждается в здоровом, а здоровый нуждается в молитвах больного…
Священный Рамазан и, в первую очередь, само поклонение поста являются, в то же время, тренировкой воздержанности и довольствования малым, обучением умения жертвовать и своим имуществом и душой. К сожалению, мы живём в такое время, когда в обществе часто встречаются явления, чуждые духу благословенного Рамазана, – излишества, расточительство, объедание, показуха и т.п. К сожалению, некоторые ифтары в наши дни превращаются в роскошные банкеты и пиршества ради демонстрации своего материального уровня, противореча основной цели и духу священного месяца.
Насколько эти банкеты, куда приглашают не бедных и нуждающихся, а только обеспеченных людей, похожи на ифтары, о достоинствах которых говорится в почтенных хадисах?
Организуя ифтар, следует вместе с родными и друзьями пригласить на него праведных людей и, особенно – бедных и нуждающихся, чтобы попросить у них дуа за себя. В словах шейха Саади: «Приближённые рабы Аллаха совершают покупки в тех лавках, куда никто не заходит» заключен такой смысл, что праведные люди ищут довольства Аллаха в том, что сближаются с нуждающимися и одинокими людьми, от которых отдалилось общество, раскрывая перед ними двери своего дома и свою душу.
Одной из прекрасных традиций в священный Рамазан стало одаривание некоторым количеством денег или подарком на прощание пришедших на ифтар гостей, нуждающихся в помощи. Цель этой традиции – обрадовать бедных и нуждающихся людей деликатным образом, не задевая их чувств.
С другой стороны, наш Пророк (салляллаху алейхи ве селлем) придавал особое значение ифтарам и сахуру.
Поскольку в эпоху благоденствия иудеи также держали пост, но откладывали ифтар до наступления ночи и не совершали сахур, то наш Пророк (салляллаху алейхи ве селлем) велел совершать сахур хотя бы стаканом воды и спешить разговляться, как только солнце скроется за горизонтом. То есть, он запретил уподобляться в поклонениях немусульманам. Он увещевал нас о том, что в каждой сфере жизни необходимо сохранять достоинство, проявляя исламскую личность.
К сожалению, сегодня мусульмане во многих жизненных ситуациях устремляются за немусульманами, отступая от исламских принципов. Чтобы избавиться от этого кризиса самоиндефикации, нужно осознать цену наших ценностей, возрождать и хранить их.
Дисциплина, которая вырабатывается в месяце Рамазан благодаря необходимости вставать на сахур, помогает обретению привычки вставать в предрассветное время в течение всей жизни. Как Рамазан является самым ценным временем года, также самым ценным временем суток является предрассветное время.
Последние ночи Рамазана, являющиеся особым средством приближения к Господу, когда больше всего принимаются покаяния (тёвбе) и молитвы о прощении (истигфар) и открываются возможности духовного совершенствования, стоит проводить в совершении техеджджуд-намазов, зикрове и дуа.
Ведь Всевышний Аллах приглашает нас к покаянию, особенно в предрассветное время (Сура «Алю Имран», 17 аят). Верующий будет проводить предрассветное время в поклонении, обретая духовную силу, чтобы быть более стойким перед уловками нефса и шайтана, с которыми он встретится в течение дня.
Также он будет проводить дневное время, остерегаясь грехов, чтобы в предрассветное время, пробудившись от сна, предстать перед своим Создателем. Как месяц сменяет солнце на небосводе, а день сменяет ночь, так и верующий должен стараться переходить от ночи ко дню и от дня к ночи духовно наполненным.
Всевышний Аллах говорит в священном аяте о самой главной причине, по которой месяц Рамазан обладает такой великой ценностью:
«В месяц Рамазан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение» (Сура «Бакара», 2/185 аят).
Величие месяца Рамазана и ночи Предопределения состоит в том, что в них началось ниспослание Священного Корана. Коран велик и дарует величие всему, на что нисходит. Об этой истине один из обладателей знания сказал:
«Священный Коран принес Джибриль (алейхи’с-селям), и он стал самым почётным из ангелов.
Священный Коран был ниспослан Пророку Мухаммеду (салляллаху алейхи ве селлем). И он стал господином всех пророков.
Священный Коран снизошел к общине Мухаммеда (салляллаху алейхи ве селлем). И эта община стала самой благой из общин.
Священный Коран был ниспослан в месяц Рамазан. И этот месяц стал самым благим из всех месяцев.
Священный Коран был ниспослан в ночь Кадр. И эта ночь стала лучше тысячи месяцев.
Если Священный Коран войдет в твое сердце и жизнь, то ты будешь одним из самых благих людей!».
Абдуллах бин Аббас (радыяйаллаху анхума) рассказал:
«Джибриль (алейхи’с-селям) каждую ночь в месяц Рамазан являлся к Пророку (салляллаху алейхи ве селлем), и они читали друг другу Коран» (Бухари, «Бадъу’ль-вахй» 5, 6; «Саум», 7).
В месяц Рамазан, в которой Священный Коран был ниспослан на небеса этого мира, нам нужно уделять больше времени Священному Корану, чем в обычные дни. Нам стоит ещё раз пересмотреть свои поклонения через призму норм Корана, однако не заниматься просто его чтением, а стараться привести свою жизнь и поступки в соответствие с его повелениями.
Как поучительно следующее высказывание Фудайля бин Йяза (рахметуллахи алейх):
«Священный Коран был ниспослан, чтобы поступать в соответствии с ним, однако люди выбрали из поступков только его чтение».
Следовательно, мы должны направлять наши состояния и поступки в русло повелений Священного Корана и быть благодарными Всевышнему Аллаху за то, что Он даровал нам это великое чудо, которое сохранится до конца времен. Мы можем осуществить это, морально и материально поддерживая изучение и обучение Корану.
Ночь Предопределения, которая лучше тысячи месяцев, занимает особое место среди других благословенных ночей года. Эта благословенная ночь – знак великой любви Всевышнего Аллаха к своему любимому Посланнику (салляллаху алейхи ве селлем) и его общине по причине любви к нему. Мы не находим никаких свидетельств того, что другим пророкам и их общинам была дарована подобная ночь. Мы же за эту особую милость, оказанную нам, должны быть ещё более благодарны Всевышнему Аллаху и проводить эту благословенную ночь в поклонении и покорности.
Также нам следует быть благодарными за то, что мы удостоились чести быть частью общины Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ве селлем). Чтобы проникнутся смыслом хадиса: «Человек с тем, кого он любит» (Бухари, «Эдеб», 96), мы должны пребывать в единстве с нашим Пророком (салляллаху алейхи ве селлем) в состояниях, действиях, чувствах и мыслях.
Встретив Священный Рамазан ,стоит подумать о том, что он может быть последним в нашей жизни…
Кого-то из родных, друзей, соседей, которые были вместе с нами в прошлый Рамазан, сейчас с нами уже нет. Прошлый Рамазан был для них последним. И неизвестно, встретим ли мы следующий Рамазан!
Поэтому давайте проведём этот Рамазан с большей сознательностью, с пониманием того, что он может стать для нас последним, дабы удостоиться умиротворения в вечности по милости Всевышнего Аллаха.
Пусть Всевышний Аллах дарует нам возможность провести Священный Рамазан в праведных поступках, которые станут для нас опорой в спасении в вечной жизни! Пусть Он, по Своей милости, сделает наш последний вздох наполненным умиротворением вечного праздничного утра, дав нам прожить жизнь в духовности Рамазана.
Аминь!

Садык Абдуллаев