Намаз – исцеление для души и тела | ЦРО ДУМК

Пятница

26

апреля

17
Шевваль
1445 | 2024
Утр.4:00
Вос.5:29
Обед.12:46
Пол.16:35
Веч.19:52
Ноч.21:21
Времена намазов
Календарь 2024

Намаз

Намаз – исцеление для души и тела

Опубликовано:

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что он слышал, как Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ве селлям) спросил:
– Скажите, если бы у дверей (дома) каждого из вас протекала река, и он купался бы в ней по пять раз ежедневно, остался ли бы он грязным после этого? Сподвижники ответили: – От грязи не осталось бы и следа. Тогда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ве селлям) сказал: – Это подобно пяти намазам, посредством которых Аллах стирает прегрешения. (Муслим, Масаджид, 283. Отдельно см. Бухари, Мавакит, 6; Тирмизи, Адаб, 80/2868; Насаи, Салят, 7/460; Ибн Маджа, Икамат, 193).

Са’д бин Абу Ваккас (радыйаллаху анху) передает:
«Было два брата. Один из них умер на сорок дней раньше другого. (Сподвижники) поспорили, что умерший раньше был более достойным человеком. Тогда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ве селлям) спросил:
– А разве второй не был мусульманином?
Ему ответили:
– Да, о Посланник Аллаха, он был мусульманином и не был плохим человеком.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ве селлям) сказал:
– Как вы можете узнать, на какую ступень возвысили его совершенные им намазы? Намаз подобен полноводной реке, которая протекает перед домом кого-то из вас, и в которой он омывается пять раз в день. Как вы думаете, разве в таком случае на нем останется какая-то грязь? Вы не можете знать, насколько высоко его возвысили намазы» (Муватта’, Касрус- Салят, 91).
Брат, умерший позже, т.к. он совершил больше намазов, обрел более высокую ступень. Т.е. насколько много с чувством хушу человек совершает намазов, настолько же поднимается его духовная степень.
Поэтому нам следует после обязательных (фарз) намазов совершая дополнительные (нафиле), нести благо в нашу жизнь и наполнять сокровищницу жизни будущей.
Намаз, способствуя прощению прошлых грехов, также препятствует совершению новых грехов и недостойных поступков. Потому что человек, который знает, что по благословению намаза прощаются его малые грехи, одновременно воспитывает волю, чтобы не совершать больших грехов. Человек, который совершает намаз, соблюдая все его тонкости, обретает духовную зрелость, и сердце его наполняется хушу. А если сердце человека преисполнено хушу, он приложит все старания, чтобы избегать того, чем не доволен Аллах, и, таким образом, очистится от грехов.
Поэтому Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ве селлям) сказал: «Намаз есть свет (нур)». Т.е. намаз, как луч света, осветив все кругом, оберегает человека от грехов и зла и приводит его на самый прямой путь. С другой стороны, т.к. раб Аллаха, освободив и внешне, и внутренне от всего свое сердце, обращается только к Всевышнему Аллаху, его намаз станет причиной обретения света познания (ма’рифат), раскрытия сердца (инширах) и раскрытия истины (кашф). Одновременно намаз является тем великим поклонением, которое освещает нуром лица верующих в этом мире и будущем.
Т.к. намаз является ключом от Рая, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ве селлям) советовал тем, кто хочет войти в Рай и стать там ему соседом, совершать намаз и земные поклоны (сажда). Рабиа бин Ка’б (радыйаллаху анху) передает:
«Прислуживая  ночью нашему досточтимому Пророку, я приносил ему воду для омовения и оказывал другие услуги. Однажды Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ве селлям) сказал мне: – Попроси (меня о чем-нибудь)!
Я ответил: – Я хочу быть в Раю рядом с тобой.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ве селлям) сказал:
 – Ты не можешь попросить о чем-то другом?
На это я ответил:
– Я хочу только этого!
Тогда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ве селлям) сказал:
– В таком случае, совершая много земных поклонов, для себя же самого будь мне помощником!» (Муслим, Салят, 226; Ахмад, III, 500).
Когда Савбан (радыйаллаху анху) спрашивал нашего досточтимого Пророка (салляллаху алейхи ве селлям): «Научи меня деянию, за которое Аллах введет меня в Рай!», «Какое деяние самое любимое для Аллаха?», Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ве селлям) отвечал:
– Совершай много земных поклонов Аллаху! Ибо с каждым земным поклоном, совершенным Ему, Всевышний Аллаха поднимает тебя на одну ступень и стирает один грех». (Муслим, Салят, 225).
Другому сподвижнику наш Пророк (салляллаху алейхи ве селлям) велел:
Если хочешь в будущей жизни быть со мной, то увеличь свои земные поклоны! (Ахмад, III, 428). Земные поклоны также спасают человека от Ада. Об этом так сообщается в хадисе:
«…В Судный день Всевышний Аллах из обитателей Ада окажет милость тем, кому пожелает. Он прикажет ангелам вывести из Ада тех, кто совершал поклонения в этом мире, и ангелы выведут их. Ангелы узнают их по следам от земных поклонов. Аллах сделал для Ада запретным пожирать следы земных поклонов. Сжигая человека, огонь не сможет тронуть следы земных поклонов». (Бухари, Азан, 129).
Здесь при упоминании о земных поклонах имеется в виду намаз в общем. В этих преданиях самый важный столп намаза – земной поклон (седжде) означает сам намаз. Следовательно, поклонение, которое вводит человека в Рай и дает соседство с Пророком (салляллаху алейхи ве селлям), – это намаз.
Кроме всего, намаз доставит верующих, обретших Рай, к милости (джамал) Всевышнего. Джарир (радыйаллаху анху) передает:
Однажды ночью мы сидели вместе с Посланником Аллаха. Глядя на полную луну, он сказал:
«Как при свете этой полной луны мы можем ясно видеть друг друга, (так же) ясно будете видеть (в Раю) и нашего Господа. А если так, то приложите все старания, чтобы совершать все намазы перед восходом солнца и перед его закатом».
После этих слов Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ве селлям) прочитал такой аят:
«…славь хвалой Господа своего перед восходом солнца и перед его закатом, славь его и в течение ночи, а также в течение дня, – быть может, ты будешь доволен [воздаянием в будущей жизни]» (Та-ха 20/130) (Бухари, Мавакит, 16, 26; Тафсир, 50/1; Таухид, 24; Муслим, Масаджид, 211).
Как мы видим, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ве селлям) условием лицезрения Всевышнего в первую очередь называет обязательные (фарз) намазы.
Намаз, являясь духовной пищей для духа (руха), также несет исцеление для тела. Т.к. условиями его совершения ставятся чистота тела, одежды и места совершения, намаз является важным фактором сохранения здоровья. В частности, хорошо известно, что разнообразные движения тела во время намаза, способствуя сгибанию суставов, напряжению и расслаблению мышц, помогают сохранить здоровье тела.

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает:
«Однажды Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ве селлям) с утра совершал намаз. Я тоже встал и, совершив некоторые намазы, присел. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ве селлям) повернулся ко мне и спросил:
– У тебя болит живот?
Я ответил:
– Да, о Посланник Аллаха!
Тогда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ве селлям) посоветовал мне:
– Вставай, совершай намаз! Ибо в намазе есть исцеление» (Ибн Маджа, Тыбб, 10; Ахмад, II, 390, 403).
Намаз также вносит порядок в жизнь мусульман. Это поклонение, совершаемое каждый день в определенное время, приучает человека к дисциплине и упорядоченной жизни.

Из книги “250 хадисов с комментариями о нормах жизни мусульманина” Др. Мурат Кая